Первоклассник – это серьезно. А, значит, и разговор у нас будет серьезный. Какие требования предъявляет школа к учащимся начальных классов? Как научить ребёнка читать в 7 лет, чтобы немного позже, в его дневнике стояли только хорошие отметки?
Почему нужно учить читать быстро?
Конечно, не для того, чтобы учитель мог сдать отчет и получить выговор или благодарность. Темп чтения – важный показатель качества знаний школьника. Дети, которые читаю медленно, понимают текст хуже. Скорость их обучения ниже. Какая уж тут учеба, если учащийся тратит на прочтение маленького текста уйму времени? А в старших классах, когда параграфы занимают несколько листов?
Обучение ребенка чтению должно опираться на цифры 120-150 слов в минуту. Это средняя скорость человеческой речи. К такому темпу должен прийти ребенок примерно к 8 классу. После окончания младшей школы техника не проверяется. То есть, начиная с 5 класса, скорость чтения — личное дело каждого ученика.
Первая серьезная проверка делается в конце года. Хорошим считается результат от 30 до 40 слов. Кроме скорости, учитель проверяет еще ряд параметров, которые также влияют на оценку. Об этом мы поговорим в отдельной статье «Правильная техника чтения, и как этого достичь». При этом надо учесть, что это скорее показатели динамики, а не оценивания. Не менее важно понимать прочитанное.
Почему дети читают медленно? Как научить читать ребенка 7 лет? Важнейшие показатели для успешного обучения чтению – развитая память и устойчивое внимание. Бывает так, что, еще не дочитав слово до конца, первоклассник забывает его начало. Он вынужден читать снова.
Ошибки ребенка при обучении чтению и как их исправить
Существует целый набор детских ошибок при чтении. Все они влияют на скорость и осмысленность чтения (главные требования к ученику!) фатально. Ниже Вы получите несколько работающих советов по устранению этих недочетов.
- Что: Слабый словарный запас, неизвестные слова. Как: Подбирать для чтения только возрастные тексты. Перед чтением и в его процессе разбирать неизвестные слова (наиболее эффективный прием — сравнение и пример).
- Что: Узкое поле зрения, школьник не может охватить взглядом целое слово (тогда как он должен наоборот, успевать увидеть следующее во время проговаривания предыдущего). Как: Воспользуйтесь играми, которые предлагаются в конце статьи.
- Что: Возвратное движение глаз (ребенок возвращается к началу слова несколько раз, прочитывая его дважды-трижды). Эта привычка возникает как следствие из второго пункта. Как: Попробуйте прикрывать белым листом прочитанное слово. Будьте терпеливы и доброжелательны!
- Что: Слаборазвитые речевые органы (язык, губы, движения челюстей, дыхание). Ребенку с «неловким» языком трудно прочесть быстро. Если его постоянно подгонять, можно довести малыша до логоневроза. Как: Выполнять различные логопедические комплексы для развития артикуляционного аппарата. Очень полезна дыхательная гимнастика и скороговорки.
Игры для обучения чтению в 1 классе
Как научить ребенка читать в 7 лет? Эти игры будут полезны и для тех детишек, которые никак не включатся в учебный процесс, и для маленьких отличников – как профилактика трудностей.
Игра для расширения поля зрения
Для этой игры Вам придется немного потрудиться – набрать на компьютере фразы и распечатать их. Предложение набираются по схеме от простого к сложному. Печатаются в столбик. Части предложения располагаются симметрично относительно центра листа. В каждом последующем предложении повторяются все слова из предыдущего, и добавляется одно новое. Пример:
Мамаl мыла.
Мама мыlла полы.
Мама мыла lполы в доме.
Мама мыла полlы в нашем доме.
Обратите внимание: по центру столбца проводится сплошная зеленая линия. Читая фразы, школьник должен держать взгляд на этой полосе и в то же время, читать всю фразу целиком. То есть, задействуя боковое зрение, ребенок учится видеть соседние и далее слова.
Развитие словарной памяти
Обучение младших школьников чтению посредством игры – прекрасный метод для развития памяти. Игра в ассоциации – по сути, мнемонический прием, который пригодится ребенку еще не раз.
Прочтите чаду несколько пар слов, которые так или иначе связаны по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Например:
груша – фрукт
утро – вечер
мяч – ворота
мама – ласка
рыба – щука
мороженое – молоко
кошка – мышка
После того, как пары будут прочтены, Вы называете первое слово из связки, а ребенок отвечает, какое слово стояло рядом.
Игра на внимание
Веселая и подвижная игра, в которую можно играть даже во время отдыха от занятий. Взрослый называет слово, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит заданный звук. Например: заданный звук У. Вы произносите: Кукушка – школьник хлопает дважды.
Усложненный вариант – один раз хлопнуть, когда услышишь гласный, два раза – когда согласный. Например: заданные звуки М (два хлопка) и А (один хлопок); Машина – два хлопка, один, один.
Нет более важного дела, чем как научить ребенка любить читать. Если малышу интересно, он зауважает книгу без всяких усилий!