Письмо — это принципиально новый для ребенка вид деятельности, в котором он крайне малоопытен. Более того, работа в школьных прописях должна контролироваться учителем, поэтому родители не смогут тренировать чадо до школы. Как научить ребенка писать и что можно сделать, чтобы этот процесс «пошел» с легкостью?
- Обучение письму – нужно ли торопиться?
- Как подготовиться к письму в школе
- Ориентируемся в тетради: полезные игры
- Игры для развития ориентации в пространстве могут заключаться:
- Необычные задания для «воспитания» руки
- Угадай, что это
- Волшебные руки
- Неподвижные ладошки
- Красивый рисунок
- Поймай шарик
- Обучение письму: ошибки маленького ученика
- Лишние или недостающие «детали» букв
- Пропуск букв
- Замена букв
- Обучение письму – исправление ошибок
- Чему научат на уроках письма
- 1 класс
- 2 класс
- 3 и 4 классы
Обучение письму – нужно ли торопиться?
Знакомство с каллиграфией для дошкольников исключено по двум причинам:
- это должен делать специалист, хорошо знающий тонкости каллиграфии (педагог младшей школы);
- психика дошкольника, а также его сенсомоторное развитие еще недостаточно зрелые.
Существует ли эффективная методика обучения письму дошкольников? Знакомство садиковских ребятишек с письмом реализуется в подготовке детской руки и восприятия к учебе в школе. Об этом много говорено, но мы уточним еще раз. К первому сентября малыш должен иметь такие навыки:
- достаточно развитый фонематический слух;
- руки, приученные к рисованию, работе с пластилином и глиной, играми с мелким и крупным конструктором;
- развитые пространственные понятия – они позволят разобраться, где у тетрадки правая, левая стороны, а также центр, верх и низ страницы;
- сформированная на должном уровне память и внимание;
- скоординированность зрения и письма (ребенок может наблюдать и анализировать то, что он пишет);
- хорошую речь: богатый словарный запас и идеальное произношение.
Кроме того, обучение письму подразумевает, что ребенок уже освоил правильную посадку за партой и способ держать ручку двумя пальцами с упором на третий.
Как подготовиться к письму в школе
Итак, мы договорились, что школьные прописи подождут своего часа. Но это вовсе не значит, что дошкольник не должен работать в тетрадях. Существуют очень хорошие методические разработки специально для малышей. Эти пособия отличаются тем, что дети именно готовятся к письму: пишут фигуры, обводят клеточки, знакомятся с некоторыми полезными элементами (те самые крючки и палочки), выполняют творческие задания. Обратите внимание на такие тетради, как:
- Прописи для детей 4-5 лет;
- Прописи для самых маленьких;
- Прописи для левшей;
- Рисуем по клеточкам.
В учебной библиотеке сайта для детишек и их родителей Вы найдете много других полезных материалов, которые помогут подготовиться к школе и исправить недочеты в обучении.
Ориентируемся в тетради: полезные игры
Многие ошибки маленьких школьников связаны с тем, что малыш не понимает, как писать на тетрадных листах. Иначе говоря, он не ориентируется в «частях света». Куда вести линию, если сказано, что вверх? Или вниз? Или вправо-влево? Что называют нижней и верхней строчками? Вспомогательной? Наклонной? Технология обучения письму в 1 классе опирается на умения ориентироваться на плоскости. У некоторых детишек, переживающих трудности адаптации к школе, возникают серьезные проблемы с каллиграфией. Можно ли помочь ребенку?
Игры для развития ориентации в пространстве могут заключаться:
- в назывании и показывании частей тела с левой и правой сторон (руки, ноги, уха, щеки, глаза);
- в выполнении различных поручений, связанных с ориентацией в пространстве: принеси игрушку, которая стоит слева от дивана, поставь вазу справа от книги…
- играх в тетради – нарисуй справа от…, напиши слева, приклей вверху, раскрась внизу.
Необычные задания для «воспитания» руки
Работу в прописях для дошкольников дополняют игровыми заданиями. Методика обучения письму посредством игры на развитие мелкой координации подразумевает такие упражнения:
Угадай, что это
Ребенку следует завязать глазки, или сложить предметы в плотный мешочек. Не видя, что Вы положили, на ощупь, малыш пытается угадать, что это. Будет неплохо, если среди предметов для угадывания буду попадаться буквы, фигуры или цифры.
Волшебные руки
Этот прием решает трудности при обучении письму, связанные со слабой координацией и моторикой рук. Он похож на предыдущее задание, но при этом глаза ребенка могут быть открыты. Малыш определяет на ощупь, что спрятано в песке, крупе, воде (при ощупывании в воде глаза закрываем), руками в перчатках.
Неподвижные ладошки
Попросите чадо приложить ладошки к плоскости (поверхности стола) так, чтобы они не двигались. Пальцы барабанят по столу то тихо, то громко. Ладошки от стола не отрываются.
Красивый рисунок
Как научить ребёнка писать? Хорошей тренировкой пальцев рук являются рисование в трафаретах и игры со спирографом.
Загадочные и красивые узоры, которые выходят из-под спирографа, нравятся и мальчикам, и девочкам.
Поймай шарик
Замечательное игровое пособие получается из шариковых дезодорантов. Пластмассовые шарики вынимаются, их отмывают с уксусом и бросают в воду во время купания. Ребенок пытается выловить шарики большой или маленькой ложкой, кулинарными щипцами, шумовкой. Если дорисовать маркером рожицы, получатся забавные плавающие смайлики.
Обучение письму: ошибки маленького ученика
Промахи, допускаемые разными учениками при письме, похожи. Приемы обучения письму в 1 — 4 классах сосредоточены на коррекции недостатков. Что же это за ошибки?
Лишние или недостающие «детали» букв
Причина: неустойчивое внимание, слабая способность различать похожие буквы.
Пропуск букв
Причины:
- речевые недостатки (как говорит, так и пишет);
- школьник игнорирует гласные и записывает лишь согласные (приоритетная ориентация – мшина вместо машина).
Замена букв
Причины:
- ребенок плохо различает звуковые тонкости (сел вместо съел);
- особенности местного сленга (заснув вместо уснул);
- путаница с похожими звуками (шить вместо жить);
- замена похожих букв (М и Ш).
Обучение письму – исправление ошибок
Для того, что бы понимать, как правильно научить ребенка писать, важно выяснить причину ошибок каллиграфического и орфографического характера:
- Ребенку мало читают;
- У школьника слишком скромный словарный запас – как пассивный, так и активный;
- Малыш не умеет анализировать слова;
- Таковы особенности его психического и физического развития;
- Неустойчивость внимания, слабая память;
- Систематически повторяющиеся ошибки одного типа могут сигнализировать о таких проблемах, как дисграфия идизорфография(окончательный вердикт выносит логопед, он же занимается коррекцией).
Чему научат на уроках письма
Методы обучения письму в 1- 4 классах целенаправленно расширяют круг написательных навыков и предотвращают нарушения письменной речи в дальнейшем.
1 класс
В первом классе дети знакомятся с графикой прописных букв, учатся их соединять между собой. Первоклашки знакомятся с требованиями к тетрадкам и почерку, пробуют написать слитно несколько простых букв. Учитель уделяет большое внимание азам каллиграфии: формированию правильной координации и моторики рук, совершенствованию необходимых психических процессов, поощряет аккуратность и старание.
2 класс
Второклассники отрабатывают тонкости написания сложных элементов, учатся писать быстро, без отрыва.
3 и 4 классы
Дети закрепляют навыки, полученные в предыдущих классах. Они готовятся к обучению в пятом классе, где преподавание становится похожим на лекции, а учитель диктует очень быстро и «никого не ждет».
Методика обучения письму младших школьников охватывает не только красивое и корректное написание букв, стремление к аккуратности в тетради, желание писать понятно. Не менее важно заучивать и использовать правила правописания слов и предложений, а также воспитывать осознанное восприятие и понимание школьником того, что он пишет и читает.