Гленн Доман, Зайцев или Жукова — какая методика обучения чтению самая лучшая?

Гленн Доман, Николай Зайцев и Надежда Жукова – специалисты, ставшие известными, благодаря разработке эффективных систем обучения чтению. Их методики – особенные. Они во всем отличаются друг от друга и, вместе с тем, работают – каждая сама по себе. О чем следует знать при выборе методики обучения чтению?

Гленн Доман, Николай Зайцев и Надежда Жукова – специалисты, ставшие известными, благодаря разработке эффективных систем обучения чтению. Их методики – особенные. Они во всем отличаются друг от друга и, вместе с тем, работают – каждая сама по себе. О чем следует знать при выборе методики обучения чтению?

Изобретение Домана, или обучение чтению по методике «whole-word»

ГленнДоман – человек, имевший медицинское образование и не имевший педагогического. Пытаясь помочь своим маленьким пациентам с поражениями мозга, он задействовало бучение чтению целыми словами и получил потрясающие результаты. Разработанная для специфической и англоязычной аудитории, метода Домана имеет ряд особенностей.

Система показала себя неприменимой к русскому языку с его структурной изменчивостью слова. Кроме того, обучение чтению по карточкам ассоциативно. При чтении дети обращают внимание на смысловое значение слова и выдают похожий, но не всегда точный, результат: девочка вместо ребенок, машина вместо автомобиль. Работа с экспериментальным классом в американской школе так и не дала результат. За период обучения в течении школьного года, ученики не освоили домановское чтение без ошибок.

Обучение чтению по Доману – почему «Нет»?

Можно понять основателя методики, который стремился обучить больных детей любым способом и дать им шанс на социальную жизнь. Так, например, родители детей-даунов считают, что методика обучения чтению Домана– лучшее, что придумано для их малышей. А как обычные детишки? Отрицание буквы, как важнейшей единицы печатного текста, определяет «whole-word» в разряд методически безграмотных систем.

Кроме того, обучение чтению по методике Домана не годится для книг с непривычными шрифтами. А чтение рукописного текста вообще представляется невозможным. То же относится и к словам с ошибками – далеко не всегда абонент пишет грамотно. В любом случает, взрослый человек должен знать буквы. И это подтверждают исследования специалистов.

Ученые рассматривают алфавит, как некий код, способ передачи гигабайтов информации. Современный человек, активно познающий мир, пользуется всеми источниками печатных текстов: книгой, газетами, электронными носителями. Умение читать быстро и, как говорится, качественно, основано на способности видеть смысл в каждой букве. И это вдвойне справедливо, даже если не говорить о формулах, а просто вспомнить паронимы (интернет и интернат).

«Что вы скажете о кубиках имени Зайцева?»

Работая преподавателем русского языка с трудной аудиторией – индонезийскими офицерами – Николай Александрович Зайцев изобрел много новаторских способов обучения чтению и ввел в русский язык понятие «склада». Наблюдая различные явления родной речи, автор методики обучения детей чтению обратил внимание, что первое словечко малыша произносится складами: МА-МА, ПА-ПА. Отсюда вывод: говорить складами ребенку легче. Следовательно, и читать тоже.

Вернувшись на родину, педагог-новатор  обратился со своими наработками к совершенно неожиданной аудитории —  детям младшего дошкольного возраста. Методика обучения чтению Зайцева стала чрезвычайно популярной. Сам автор определил, что его система работает, начиная с двухлетнего возраста ребенка. Но оказалось, что детишки с различными нарушениями тоже получают пользу. Аудитория Зайцева пополнилась слабослышащими и слабовидящими ребятами, малышами с ОЗР, ЗРР и даже карапузами с такими диагнозами, как аутизм и глухота.

Методика Зайцева – одна из наиболее доброжелательных к детскому здоровью систем. Размер букв и игровой стиль занятий оберегают детское зрение. А свободное перемещение по комнате и возможность вести себя непринужденно разгружают позвоночник.

Методика обучения ребенка чтению Николая Зайцева имеет некоторые методические недостатки. Например, упущена тема фонетического анализа слова. Кроме того, серьезным минусом можно считать то, что «кубики» идут вразрез со школьной системой. То есть, переучивание малыша по звуко-буквенной методе неизбежно.

Логопедический букварь Жуковой – методика ХХI ВЕКА?

Оказывается, привычный Букварь может удивить. Учебник для юных читателей, составленный Жуковой Н.С., традиционен. И, вместе с тем, в нем много нового. Методика обучения чтению Надежды Жуковой основана на более чем тридцатилетнем опыте  действующего логопеда. Это как раз тот случай, когда ученая степень подтверждается практикой, знаниями и уверенностью в эффективности приемов обучения.

Как построен Букварь Надежды Сергеевны? Методическая справка, с которой начинается книга, написана специально для родителей маленьких учеников. Из нее папы и мамы узнают, как организовать занятия так, чтобы увлечь чадо и не нарушить главный принцип педагогики «Не навреди!». Каждая страница пособия сочетает обучение чтению «по Жуковой» и  методический ликбез для взрослых. И представляет поурочный план для родителей.

Книга организована по принципу «от звука к букве», «от буквы к слогу и предложению».  В комплекте с учебником, Надежда Сергеевна рекомендует использовать магнитную азбуку.

Обучение «по Жуковой» – чтение без проблем?

В основу учебника  Н.С. Жуковой положен звуко-буквенный метод, являющийся традиционным для нескольких поколений россиян. Отсюда простота в использовании – что хорошо известно самому, тому легче учить другого. Методика обучения чтению дошкольников «по Жуковой» отличается логопедической направленностью. Профессиональные приемы для исправления дефектов чтения выполняют пропедевтику (предупреждение) недостатков чтения и речи.

При работе с логопедическим Букварем необходимо учесть несколько правил:

  • не увлекайтесь пропеванием звуков;
  • при чтении, обращайте внимание ребенка на то, что между словами необходимо делать паузу;
  • при чтении предложений, выделяйте паузами маленькие слова – предлоги и союзы;
  • используйте при объяснении иллюстрации – они выполнены в соответствии с образовательной целесообразностью книги.

Методика обучения чтению «от звука к букве» оправдана структурой русского языка. В отличии от английского, в котором при чтении слов необходимо соблюдать много условностей, для русского языка справедлив принцип «как вижу — так и читаю». Некоторые случаи исключений (выпадение согласной: лестница =[л’эсн’ица] и чтение гласных, не стоящих под ударением) не мешают воспринимать текст. А ошибки не ведут к искажению смысла.

Ученые заметили интересную зависимость интеллекта ребенка от алфавита. Некоторые исследователи даже считают, что в младшей школе умственное развитие школьника определяет знание букв.

Методики обучения чтению дошкольников от Домана, Зайцева и Жуковой невозможно сочетать. Поэтому, родители должны сделать правильный выбор еще до того, как «испортят» ребенка. Ведь, как известно, переучивать маленького дошкольника сложно и неправильно с точки зрения методики, психологии, да и просто гуманности.

Оцените статью