Как научить читать по слогам даже тех, кто не хочет и не понимает

Первоклассник упорно читает какую-то абракадабру… Его можно понять, только заглянув в книгу... Он и сам себя не понимает. А что на уроках? – об этом лучше не думать. Есть ли универсальный рецепт для тех детишек, которые затрудняются соединять буквы в слоги? Проблема, как научить ребёнка читать по слогам, кажется родителям непреодолимой…

Первоклассник упорно читает какую-то абракадабру… Его можно понять, только заглянув в книгу… Он и сам себя не понимает. А что на уроках? – об этом лучше не думать.  Есть ли универсальный рецепт для тех детишек, которые затрудняются соединять буквы в слоги? Проблема, как научить ребёнка читать по слогам, кажется родителям непреодолимой…

Обучение чтению по слогам: что нужно помнить

Обучение чтению по слогам дошкольников не всегда проходит легко. Ошибки, которые допускают родители, продиктованы незнанием тонкостей обучения. Неверно подобранный Букварь, неверно названный звук, несвоевременное начало – все это и многое другое дает нежелательную отсрочку успешному старту.

  • Убедитесь, что школьник умеет отличать фонемы-звуки, находить заданный звук в любой позиции (в середине, в начале, в конце слова), раскладывать слова по слогам, ставить и определять гласный под ударением.
  • Объясните ребенку разницу между звуком и буквой. Букву мы видим и пишем, звук слышим и произносим!
  • Спрячьте магазинную звуковую азбуку на дальнюю полку.
  • Чтобы научить ребенка читать по слогам, подберите ему достойный Букварь.

Бесполезный… Букварь?

К сожалению, книжные полки изобилуют литературой сомнительного качества. Нововведения  различных педагогов-изобретателей зачастую не проходят необходимых проверок, и выпускаются, как некий коммерческий проект. Отсюда грубые методические ошибки, спад мотивации у ребенка, низкий или даже отрицательный результат. И тогда обучение детей чтению по слогам превращается в некую педагогическую авантюру, эксперимент над Вашим чадом.

По каким характеристикам выбирают первый Букварь?

Обратите внимание на качество бумаги и печати. Вряд ли Вас порадуют слипшиеся страницы, буквы, отпечатавшиеся на соседней странице, серые листы и другие неприятности.

  • Важно и то, какие иллюстрации увидит юный читатель. Рисунки должны быть выполнены в научно-популярном стиле. Меньше всего подходят абстракции и прочие фантастические ребусы.
  • Хорошая иллюстрация дополняет и помогает усвоить текст.
  • Найдите Букварь, составленный практиками: педагогом или логопедом. Ученая степень автора не гарантирует того, что его идеи проверены и работают.
  • В хорошем учебнике обучение начинается с простых гласных (А, О, У, Э, Ы). За ними следуют согласные, которые «тянутся» (М, С, Х).
  • Учить ребенка читать по слогам правильный Букварь начинает через несколько страниц – когда малыш уже знает достаточно звуков.
  • Знакомые буквы подаются только в составе слогов (за исключением материала для повторения).
  • В начале страницы приводится материал на повторение – изученные буквы (в дальнейшем слоги и слова).
  • От страницы к странице материалы усложняются. Примерно с середины книги появляются маленькие тексты.

Грамотный учебник – половина успеха. А что делать, если ребенок совершает нелепые ошибки – переставляет звуки, заменяет их, читает слово задом наперед?

Большие проблемы маленького читателя – что мешает обучению чтению

Научить ребенка читать по слогам в 5 лет — задача не такая уж и сложная, как только его речь выровняется, можно приступать. Но существуют скрытые процессы, которые мы не можем наблюдать и поэтому не придаем им значение. Дислексия – следствие некоторой инфантильности мозга, а именно, его функций, отвечающих за чтение.

Каковы признаки дислексии?

  • Ребенок читает медленно, с ошибками.
  • Малыш пытается угадывать слова, его попытки проваливаются, смысл прочитанного остается искаженным.
  • Человечек не может повторить, что он прочитал секунду назад.
  • Все эти ошибки повторяются систематически, в том числе на давно изученном материале.

Логопеды выделяют несколько причин, которые способны серьезно затормозить процесс. Они же советуют слишком не переживать и не волноваться о том, как научить ребенка читать по слогам. Большинство ошибок при чтении подлежат коррекции.

Виды дислексии и игры для их исправления

Оптическая дислексия

Характерна тем, что ребенок  путает похожие буквы.

  • Предложите малышу игры, где требуется отличать рисованные объекты по их контуру; узнавать объект, зачеркнутый линией; отыскивать несколько предметов, чьи контуры налагаются.
  • Найди букву среди других, расположенных в ряд; буквув ряду, зачеркнутом линией; букву, написанную неверно; буквы, контуры которых налагаются.
  • Повтори десять букв (или цифр).
  • Упражнения на пространственную ориентацию – возьми ручку, лежащую справа; поставь стакан слева от тетради.
  • Найди букву (фигуру) среди похожих (Ш, Щ, М, И).

Фонетическая дислексия

Известна тем, что ребенок не в состоянии отличать звуки, выполнять звуко-буквенный анализ слов, выделять слово в предложении. Как научить читать слоги ребенка с фонетической дислаксией?

  • Найди слово, которое начинается на заданную фонему (имеет его в середине, в конце).
  • Подбери слово с заданным количеством звуков.
  • Придумай слово, в котором звуков на 1-2 больше, нежели в образце.
  • Поиграйте в цепочку из слов (кашА – АисТ – ТурисТ – Телефон).
  • Отбери иллюстрации, в чьих названиях есть заданное число фонем.
  • Разгадай ребус – собери словечко из того, что нарисовано (Кот+Рыба+Оса+Туфли=КРОТ).
  • Сочини предложение с конкретным числом слов.
  • Скажи, где в предложении находится слово-образец.

Семантическая дислексия

Ребенок почти не понимает, что он читает. Это касается большинства слов и предложений. Как правильно учить ребенка читать, в том числе и по слогам, если у него наблюдается семантическая дислексия?

  • Скажи напевно словечко, которое взрослый произнес по буквам или слогам (Р+О+Т=РОТ; МО+ТО+ЦИКЛ=МОТОЦИКЛ).
  • Произнеси напевно предложение, которое взрослый произнес по слогам (Ма-ша-ку-пи-ла-кни-гу).
  • Догадайся, которое из предложений будет верным (Корова жует сено – Сено жует корову).
  • Подбери иллюстрацию к почитанному слову, сочетанию слов, предложению.
  • Запиши предложение, предварительно прочитав его пару раз и повторив про себя (начните с небольших предложений).

Мнестическая дислексия

Ребенок тяжело усваивает буквы и поэтому заменяет их при чтении. Как правильно научить ребенка читать по слогам при мнестической дислексии?

  • Списывание с образца букв, слогов, слов и предложений.
  • Записывание букв, слогов, слов и предложений по памяти (со слов и по образцу).
  • Простой звуковой и буквенный анализ слова в сочетании с чтением.

Аграмматическая дислексия

Для такого школьника показательна несогласованность окончаний в словах (белая снег, мой подушка, пришел мама, печков). Как научить ребенка читать слоги при аграмматической дислексии?

  • Придумай предложение по рисунку и нарисуй его модель (или выложи из  фишек).
  • Игра «Один-много». Вы называете слово, ребенок – переделывает его во множественное число.
  • «Подбери словечко» – Вы называете называет слово или словосочетание, а школьник находит ему пару: пожар тушит = ПОЖАРНИК; белый = белеть и т.д.

Все эти игры дают прекрасный результат. Важно играть постоянно и в доброжелательной обстановке.

Оцените статью