Спорят родители, спорят педагоги – обучение чтению по методике Зайцева, это хорошо или плохо? Одни сомневаются, будет ли толк. Других останавливает высокая цена пособий. Стоит ли делать кубики Зайцева самостоятельно? Каковы слабые и сильные стороны методики?
Как появились знаменитые кубики
Система Н.А. Зайцева родилась в экстремальных условиях. Будучи студентом пятого курса пединститута, Николай Александрович был отправлен переводчиком и преподавателем русского языка в индонезийскую военную часть. Ему пришлось обучать офицеров, давно утративших «студенческие навыки». Вынужденный работать на быстрый результат, автор начал изучать родной язык с целью систематизировать и упростить его нелегкую фонетику и грамматику. Вскоре появились первые приемы, на которых после была основана методика обучение чтению Зайцева Н.А.
Пожалуй, система Зайцева – одна из самых новаторских среди своих развивающих «собратьев». Ведь единицей для чтения является не буква, и не слог, а изобретенный Николаем Александровичем склад. Что такое склад? – это согласный и прилегающий к нему гласный звук (или ь и ъ знаки). Автор выделил все склады, из которых состоит русский язык и поместил их на грани кубиков.
Кубики Зайцева – что это такое?
Хотя правильнее говорить, не «кубики», а «методика» – мамочки продолжают называть обучение чтению по кубикам Зайцева именно так. В набор входит несколько разноплановых пособий:
- Кубики;
- Таблицы;
- Диски с песенками;
- Учебник для родителей — толстая книга с играми и рекомендациями автора.
Магазины предлагают два вида кубиков – готовые (картонные и пластмассовые) и развертки для склеивания. Традиционно, они наполняются металлическими и деревянными предметами. Различаются по цвету и размеру. В некоторые из них нужно доложить мелкие камешки. Набор на русском языке комплектуется 52 кубиками и 6-ю таблицами.
Как работают кубики Зайцева
На чем построено обучение по кубикам Зайцева? Кроме системы складов, идет разделение кубиков по цвету, весу, звуку и размеру. То есть, методика работает сразу в трех направлениях: визуальном (вижу), аудио-восприятии (слышу) и кинестетическом (чувствую).
Мышление ребенка, которого учат читать по кубикам Зайцева, проделывает такой путь: образ – действие – логика. Малыш сначала видит склад, потом читает его, составляет слова и поет. Попробовав складо-звук на вкус, малыш запоминает его и мысленно помещает ряд других складов, которые он уже знает.
Игры с кубиками сочетаются с попевками – специальными голосовыми упражнениями, помогающими закрепить склад в памяти. Кроме кубиков, на стенах развешиваются складовые таблицы – их цель та же.
Методика Зайцева очень нравится детишкам с образным мышлением. Дети, которые испытывают сложности с анализом, легко воспринимают цельный звуковой образ. Но этот плюс имеет и обратную сторону. Вместо того, что бы тренировать слабые места ребенка, мы наоборот ограждаем их от работы. Получается, что мы приносим логику в жертву скорочтению?
Обучение чтению «зайчат» — о чем предупреждают педагоги?
Как научить ребенка читать по методике Зайцева? И есть ли слабые стороны у системы Николая Александровича? Раннее обучение чтению скорее вредит, чем приносит пользу. Это касается не только знаменитых кубиков. В то время, когда их ровесники общаются, «зайчата» учатся читать и пропускают важный этап в своем развитии.
Дефектологи утверждают: дети, выучившиеся чтению по Зайцеву, осваивают звуковой анализ слова с трудом. Проблематично и чтение окончаний – школьники их просто «глотают».
Кроме того, в системе складов не проработаны такие явления русского языка, как мягкий Ж (так как он редко встречается), непонятна ситуация со складами ФЭ и ФЕ. Это вызывает серьезные трудности в усвоении чтения иностранных слов, которые пишутся с Е, но читаются как с Э (шоссе – почему не шоссэ?).
Обучение по кубикам Зайцева – делаем пособия своими руками
Родители, озабоченные вопросом, как легко научить читать ребенка, идут на настоящий творческий подвиг. Взявшись мастерить пособия, они уже не могут остановиться (это все-таки, интересно!). Между тем, трудовые, временные и материальные затраты оказываются не такими уж незначительными.
Находчивые мамочки используют бытовые ненужности – коробки или пакеты из под молока, старые кубики. К ним прилагаются накладные расходы на разноцветную самоклеющуюся пленку, шаблоны букв (вырезать которые ой как нелегко!), звуковые наполнители, клей, скотч, листы большого формата (для таблиц). А еще надо найти аудиодиск…Некоторые родители сдаются и идут в магазин…
Мониторинг «мамских» форумов так и не дал нам идеального ответа учить по Зайцеву или не учить. У методики есть масса поклонников (в том числе и среди педагогов) и критиков. Что подойдет Вашему малышу – никто не знает. Возможно, залогом успешного обучения является не чья-либо система, а энтузиазм родителей и готовность ребенка?