Обучаемся чтению играя — упражнения для малышей

Может ли ребенок научиться читать легко и просто? – Безусловно, да! Существует масса обучающих игр, вполне доступных для домашнего использования – как нуждающихся в дополнительных материалах, так и устных, которые можно "носить в голове". Игровые упражнения для обучения чтению позволят вашей семье проводить досуг весело и с пользой для ребенка.

Может ли ребенок научиться читать легко и просто? – Безусловно, да! Существует масса обучающих игр, вполне доступных для домашнего использования – как нуждающихся в дополнительных материалах, так и устных, которые можно «носить в голове». Игровые упражнения для обучения чтению позволят вашей семье проводить досуг весело и с пользой для ребенка.

Почему возникают проблемы при обучении чтению?

Основная — это торможение при понимании. То есть, взрослые не знают, как пояснить чаду, что и как он должен делать. Таких детишек педагогам приходится учить «с новой строки». Это наносит серьезный удар по мотивации ребенка.

Далее, если у карапуза не сформирован фонематический слух, он почти не различает похожие звуки. И это при том, что русский язык и так достаточно сложен в плане существенной разницы в написании и произношении одного и того же слова.

И, наконец, есть еще и логопедические требования к ученикам, начинающим читать. Об этом вопросе мы говорили в предыдущих статьях. Напомню лишь, что в идеале ребенок, взявший в руки Букварь, должен иметь чистое, четкое произношение всех фонем (звуков) родной речи.

Почему одни дети приступают к чтению легко, а другие с большим «скрипом»? Первейшая из причин – отсутствие мотивации, то есть  — желания учиться. Дошкольник не понимает, для чего нужны эти закорючки лично ему, и почему он должен бросать игру из-за каких-то скучных занятий. А любые доводы родителей разбиваются о фактор времени, ведь учиться по Букварю надо слишком долго!

Можно ли миновать все эти рифы и не сесть на мель? Оказывается, можно.

Пожелания к дидактической игре

  1. Обучайте, играя!
  2. Проводите занятие тогда и только тогда, когда карапуз здоров, хорошо себя чувствует и хочет играть.
  3. Применяйте яркие игрушки, рисунки, предметы.
  4. Засеките время– 5-8 минут для одной игры.
  5. Увлекайтесь сами!

Не стоит забывать что, обучение чтению играя и только играя, – практика сомнительная. Дисциплина также нужна – ведь это одно из требований к поведению и усидчивости ребенка.

Итак, мы разобрались с тем, почему дети читают плохо. Ниже мы рассмотрим речевые дидактические игры – веселые и увлекательные.

Поиграем в прятки со …звуком

Расскажите чаду сказку о том, что злая волшебница украла из Букваря звук А. Жители волшебной страны перестали понимать друг друга. Что бы расколдовать несчастных, нужно найти все А, которые встретятся в словах.

Вы должны внятно диктовать слова. Задача дошкольника – хлопнуть в ладоши, как только он услышит заветный звук. Поначалу работаем в плавном темпе, потом постепенно ускоряемся.

Космические слова

Как легко научить ребенка читать? — Конечно, отправиться в путешествие к далекой планете. Произносите «усеченные» слова: вместо Мама — …ама, вместо чайник — …айник и так далее. Меняйте места пропуска звуков – в начале, в середине, в конце слова. Задача дошкольника – угадать «космическое» слово.

Звуковая цепочка

«Звуковая цепочка» – не что иное, как вариант хорошо знакомой всем игры в города. Кроме того, что она веселая, она еще и очень полезная для ума. Каждый последующий участник называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее.

Мягкие и твердые

Эта игра предназначена для того, чтобы научить малыша различать твердые и мягкие согласные.

Пример диалога. Ползут две змейки: мама и дочка. Меньшая шипит: СЬ-СЬ-СЬ, а взрослая отвечает: С-С-С. Угадай, кто это? (Вы произносите:СЬ-СЬ-СЬ, малыш отвечает: маленькая змейка и так далее).
Вот дует тихий ветерок: ФЬ-ФЬ-ФЬ, а вот сильный: Ф-Ф-Ф.
Вот едет легковая машинка: ВЬ-ВЬ-ВЬ, а вот грузовой КамАЗ: В-В-В.
Вот летит крошечный жук: ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ, а вот огромный, рогатый: З-З-З и дальше по образцу.

Гласные и согласные

Обучение технике чтения гласных и согласных звуков – необходимая составляющая. Поведайте крохе сказку о том, что у него в ротике живут звуки. Но их охраняет злой дракончик (пошевелили язычком).Кое-какие звуки ему нравятся, и он легко выпускает их погулять: А, О,У, И, Ы. Эти звуки надевают алые костюмчики (в том случае, если звучит гласный, мамочка поднимает красный прямоугольник).

Прочие звуки дракончик не любит и всячески им мешает: то дверцы прикроет (М-М  и губы), то шипеть заставит (Ш-Ш), то хрипеть (Х-Х), то фыркать (Ф-Ф). Эти звуки наряжаются в костюмчики синего цвета.

«Выпускайте» из домика разные звуки. Используйте таблички для обозначения гласного и согласного звуков (прямоугольники красного и синего цветов).

Игра на соединение звуков в слоги

Звуки – очень дружные ребята. Но им надо немного помочь – познакомить. Например, со звуком С очень хочет подружиться звук А. Вы бросаете мяч,  и говорите: «А», ребенок возвращает его Вам и отвечает: «СА». А теперь к ним пришел звук И. Вы: «И», детеныш: «СИ»!

Необычные буквы

Нередко обучение чтению малышей бывает неправильным. Главное требование – говорить согласный без примеси гласного. Сравните:
можно: [М], неверно: [ЭМ]
можно: [С], неверно: [СЭ]

«Угостите» чадо необычными вещицами: шнурками, палочками, веточками, скрепок, крупами, макаронами. Ему наверняка понравится украшать ими буквы или строить новые!

Буквы для раскрашивания

Изобразите буквы по принципу: контур вокруг белого поля. Такие буквы здорово раскрашивать или штриховать волнами или просто разноцветными полосками.

Паровозик Буковка

Для этой игры пригодится наборное полотно и буквы. Как вариант – магниты и холодильник в качестве «доски». Наверху домик-вокзал, там ждет буква И. К ней спешит буква М.  Когда поезд подъезжает, буквы встречаются, и выходит слог МИ.

Попробуйте поиграть наоборот. На станции ждет звук Б. На поезде спешит У (дошкольник поет его, пока поезд «не приедет»). Как только поезд подходит к станции, локомотив дает гудок (присоединяем согласный Б). После чего, дошкольник повторяет весь слог целиком.

Интересно, что русский язык включен в десятку самых красивых языков мира. А если послушать полиглотов, которым довелось «штурмовать» русский, они утверждают, что ничего труднее нет. Знаменитые кубики Н. Зайцева – признанный способ обучения иностранных студентов. Автор сумел систематизировать и доходчиво «изложить» непростую звуковую систему нашей речи.

Оцените статью