Время – буквы? Или когда начинать учить читать дошкольника

Хотите семейного экстрима? Начните занятия чтением с 3 месяцев. Гордые мамочки говорят подругам: "А мы уже читаем! Мой малыш смотрит на буквы и узнает их!". Как тут не поверить родной матери, ведь ей известно о ребенке все. И, тем не менее, не верится. Когда учить ребенка читать, чтобы не украсть у него кусочек детства? Ведь чтение – не мода, а серьезная работа, которая опирается на возрастные психические процессы.

Хотите семейного экстрима? Начните занятия чтением с 3 месяцев. Гордые мамочки говорят подругам: «А мы уже читаем! Мой малыш смотрит на буквы и узнает их!». Как тут не поверить родной матери, ведь ей известно о ребенке все. И, тем не менее, не верится. Когда учить ребенка читать, чтобы не украсть у него кусочек детства? Ведь чтение – не мода, а серьезная работа, которая опирается на возрастные психические процессы.

Виновата …коммерция? Или мы раскрываем секрет

Недаром в развитии ребенка определена граница дошкольник-школьник.  Специалисты — «дошкольники» подготавливают малыша к школе. А специалисты — «школьники» учат. Причем, учить учиться – это привилегия именно начальной школы. В дальнейшем никто не будет нянчить ребенка, и знания пойдут конвейером.

Повальный бум на сверхраннее развитие начался около 10 лет назад. Тогда робкие попытки открыть развивающий центр должны были выдержать мощный бюрократический и методический пресс. Но вот «плотину прорвало». Сегодня в каждом крупном городе можно насчитать десятки Монтессори-центров, клубов Домана, Никитиных и Зайцева. На магазинных полках появились сотни красочных пособий, мимо которых невозможно пройти. В книжных лавках родителям предложат сразу несколько комплексных наборов, обозначенных, как авторская методика…

Обучение чтению в раннем возрасте в специальном центре выдержит не каждый семейный бюджет. А ведь как хочется! Не волнуйтесь напрасно. Весь секрет в том, что в детских садах детей учат тому же самому — просто и без лишнего шума. Да, сервис похуже. Но знания – лучше. Садиковские воспитатели применяют самое полезное, из того, что можно встретить в разных методиках. Вспомните свое детство – разве не стояли уже тогда на полочках в игровых уголках садиков шнуровочки, кубики, мозаики и другие приспособления для тренировки пальчиков?

Кроме того, все действия педагогов отрегулированы программой. Которая, в свою очередь, построена на психологических исследованиях и многолетнем опыте ученных-практиков.

Этапы созревания мозга ребенка и как они влияют на обучение чтению

До 15 лет мозг ребенка еще незрелый. От рождения до трех лет малыш получает базу, которая определяет его эмоциональное, познавательное и физическое развитие. С 3 до 8 лет развивается сенсорное восприятие (слуховые, зрительные, тактильные, кинестетические и другие ощущения). С 8 до  12 (15) лет формируется волевые качества – ребенок способен учиться сознательно, ставить цели, добиваться их, ценить знания ради самих знаний.

Когда начинать учить ребенка читать, согласно этим данным? Чтение – процесс трудный, иногда даже скучный. Поэтому оптимальным называют возраст после 5 лет. Если обучение (как чтение, так письмо и математика) начато раньше, чем предусмотрено природой, этапы развития замещают друг друга. У ребенка возникает ряд нарушений, которые сказываются лишь через несколько лет, – тем они и опасны:

  • речевые расстройства;
  • инфантильность в социальных навыках (дружба, общение, отношения в коллективе);
  • неврозы (нервные тики, навязчивые движения);
  • в крайних случаях – энурезы и прочие «радости».

Кроме того, мы забываем о таком важнейшем показателе детского здоровья, как зрение. Как показали исследования, детский глаз «дозревает» до чтения лишь к 5 или даже 6 годам. В противном случае, малыш автоматически попадает в группу риска по близорукости.

Пусть малыш играет, или  80 на 20

До 7 лет детишки нуждаются в общении с ровесниками. В  этот период малыши получают важный социальный опыт – отношения с другими людьми. Ребенок учится понимать требования коллектива, чувства других людей, подчиняться правилам, в том числе и морали. Когда родители начинать учить ребенка читать, вместо того, чтобы позволить ему играть, период социальной адаптации выпадает из процесса взросления. Человечку потом очень трудно общаться, дружить и даже любить.

Более того, игра подготавливает психику дошкольника к обучению. К 6, а то и к 8 годам ребенок дорастает до серьезного шага – поступления в школу. По исследованиям психологов, к 6 годам 80% детей готовы сесть за парту. Остальные 20 остаются незрелыми еще год-два. И в этом нет ничего плохого – индивидуальный план развития корректирует сама природа.

От 6 до 7, или когда отдать ребенка в школу

В нынешней ситуации стало актуальным понимание не того, когда нужно учить ребенка читать, а когда начинать обучение в школе. Родители, имеющие опыт похода чада в первый класс, говорят, что лучше отправить ребенка с 7 лет, чем с 6. С ними согласны и учителя. Разница между психикой  шести- и семилетки велика. К тому же, позвоночник дошкольника – еще один важный и уязвимый орган – к 7 годам становится более прочным и подготовленным к неподвижному сидению за партой в течении нескольких часов.

Когда вводилось обучение с 6 лет, все школы были обеспечены специальными комнатами для отдыха – спальнями. Отучившись, шестилетка мог хорошенько отдохнуть и тогда уж приниматься за уроки. Сейчас мало какое учебное заведение может похвастать тихим часом для первоклашек. И это весьма печально.

О маленьких упрямцах, не желающих учиться читать

Все без исключения малыши с удовольствием берут в руки Букварь. Им представляется, что это такая веселая, легкая забава – раз, и он читаем, как папа! На поверку оказывается, что чтение — это труд, тяжелый и кропотливый. Ребенок разочаровывается, устаем, теряет мотивацию.

Совсем не то, если он в том возрасте, в каком уже можно учить ребенка читать, и при этом он сам того хочет. В семьях, где чадо подражает взрослым или старшим братьям-сестрам, малыш берется за книгу немного раньше – около 5 лет. Ничего, подыграйте ему, сделайте уроки чтения приятным и удивительным событием. Достичь этого можно, соблюдая правила, о которых мы говорили в статье «Обучаемся чтению, играя».
.
До пятилетнего возраста, дети лучше воспринимают информацию на слух. Если малыш прочтет сказку сам, ему потребуются объяснения. Иначе говоря, ребенок читает механически, как робот. Все, что Вы можете, – читать ему почаще, читать разнообразно. К счастью, запасы детской литературы неисчерпаемы, и можно найти книжки на любой вкус.

Беда, которую накликали мы сами – раннее обучение чтению

Не стоит путать развивающие игры и раннее обучение сложным интеллектуальным предметам – математике, чтению, шашкам и даже шахматам, нотной грамоте, компьютерным играм. Также нельзя делать из ребенка и полиглота. Крайности никогда не приносят пользу. Несомненно, если с дошкольником заниматься, он освоит даже китайскую письменность. Но как это скажется на его будущем?

По исследованиям психологов, педагогов  неврологов, «ранний интеллект» порождает серьезные поведенческие нарушения и нервные срывы. «Цифровые» знания вытесняют фантазию, образность мышления – качества, на которые опирается творческая мысль, да и логика  тоже. Грустно, что всех этих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к тому, с какого возраста учить ребенка читать и считать, разумно.

Методическая помощь родителям, обучающим чтению самостоятельно

К раннему обучению чтению присоединяется еще одна беда. Родители, желающие помочь учителю, делают это неправильно. Причины бывают разные – болезнь, карантин, слабая успеваемость, занятия на каникулах…  Мало кто из учителей проводит методический ликбез для пап и мам. Читая с ребенком, учтите некоторые правила обучающего чтения.

  • Рассмотрите иллюстрацию на той странице, которую будете читать. Если внимание ребенка неустойчиво, закройте соседнюю страницу листом бумаги. Обсудите рисунок. Обязательно используйте те слова, которые малыш будет сейчас читать. Выясните, все ли из них он понимает. Объясните все, что школьник не знает. Поощряйте развернутые ответы.
  • Помните, что когда приходит время учить ребенка читать, надо обратить внимание на его здоровье – сыт ли он, выспался ли, здоров или нет, устал или бодрый. Вы ничего не сможете добиться от малыша, который чувствует себя неважно.
  • Потренируйте чадо выделять новый звук. Проанализируйте слова, содержащие его, подберите такие, в которых он есть. Задействуйте картинки. Разделите несколько слов на слоги и звуки.
  • Предложите школьнику составить разобранное на звуки слово из букв разрезной азбуки. Обратите внимание, что следует сочетать материал на повторение и новый  – подбирать слова с теми звуками, которые были изучены раньше.
  • После составления слов, школьник читает все составленные слова вслух. При этом он следит за читаемым слогом пальчиком.
  • Следующий этап – чтение страницы Букваря. Не спешите чаду на помощь. Добейтесь того, чтобы ребенок прочитал слог сам. Если он все же затрудняется, произнесите это слово вслух и попросите повторить его по слогам.

Прежде, чем решить, во сколько лет учить ребенка читать, вспомните истории маленьких вундеркиндов. Большинство из них страдало уязвимостью и незрелостью психики, склонностью к нервным срывам и затяжным депрессиям. Жизнь некоторых юных гениев сложилась печально. Остальные живут обычно, ни чем не выделяясь. Так стоит ли лишать малыша детства ради сомнительной моды на никем не проверенные и не апробированные методики?

Оцените статью