Первое слово, первый монолог, первая книга… И вот он уже учится читать… Письменная речь обладает особой привлекательностью, ведь литература открывает мир поэзии, прозы, сокровищницу фольклора. Так сложилось, что сначала ребенок овладевает чтением, а уж потом письмом. Еще не узнав ни одной буквы, ребенок листает страницы и рассматривает картинки. Обучение чтению дошкольников – вопрос знаменательный. Поэтому родители интересуются: как и со скольких лет стоит начинать знакомство с буквами?
Читаем «по Зайцеву»
В огромном мире Педагогики есть маленький островок под названием Методики Раннего Обучения. Маленький, но значительный – всего можно насчитать до десятка авторских систем, обещающих родителям чудесное обучение детей дошкольного возраста чтению. Приоритет, несомненно, за отечественными педагогами – начнем с Николая Зайцева, автора тех самых звучащих кубиков.
Суть метода состоит в том, что на гранях кубиков с разными звуковыми наполнителями (деревянные цилиндрики и металлические диски) написаны определенные слоги, графика которых отличается цветом и размером. Дети обучаются, заучивая готовые слоги. Система предназначена для самых маленьких учеников и для детей постарше.
Имеет ли недостатки раннее обучение чтению детей «по Зайцеву»? В данной методике учтены не все особенности русского языка. Опытные педагоги рекомендуют ее как вспомогательный метод при обучении чтению. И тем не менее, в Сети можно найти много положительных отзывов от родителей «зайчат».
Обучение чтению по системе Толстого-Чаплыгина
На самом деле, название звучит по-другому – методика Чаплыгина, но идею для своих разработок автор почерпнул именно у Льва Толстого. В чем суть занятий? Педагог-новатор рекомендует специальные кубики для того, что бы научить ребенка читать в домашних условиях с 3 лет. В методике есть большой плюс – части кубиков вращаются. Детям нравятся динамичные модели, и они охотно с ними играют.
Метода Тюленева
Наиболее категоричный и …спорный ответ на вопрос: «Как научить маленького ребенка читать?» дает господин Тюленин. Вот несколько постулатов методики:
- ограничить доступ «бесполезных» игрушек;
- отучить ребенка брать предметы в рот еще в колыбели;
- начинать обучение еще на 4-м месяце беременности;
- с 5 месяцев предлагать магнитную азбуку – малыш может научиться читать сам;
- не позволять малышу слишком рано ходить, чтобы хождение не стало приоритетом по отношению чтения.
Учим читать дошкольника по Доману
Хотите однажды сказать: «Мы учим читать дошкольника по системе Домана»? – готовьтесь писать обучающие карточки! Суть метода в том, чтобы обучать чтению сразу целыми словами. Показывая карточку со словом ребенку несколько раз в день, необходимо добиться запоминания. Это касается и других составляющих системы названий людей, предметов, техники, частей тела, животных и так далее.
Существует забавная, но не лишенная рационального зерна, методика – «у бабушки на коленях». Сидя рядом с любимой бабулей, которая из-за слабого зрения, следила за текстом пальцем, малыш запоминал целые слова и …начинал читать. Конечно, это удавалось считанным единицам. Но, тем не менее, вот такой естественный метод иногда срабатывал, а, возможно, срабатывает и сейчас.
Методика Монтессори
Обучение чтению маленьких дошкольников «по Монтессори» является скорее частью общей системы, чем отдельной группой заданий. Мария Монтессори придавала большое значение сенсорному развитию ребенка. В рамках своей системы она предложила изготовить буквы разной фактуры, что бы малыш мог ощупывать их и запоминать. Фишка метода в том, что в запоминании участвует не только зрительная и слуховая память дошкольника, а и тактильная. Что увеличивает шансы на запоминание.
Обучение чтению — а как было раньше?
Мы не можем не сказать несколько слов о том, какими методами обучали и обучают чтению официальные педагоги – воспитатели садиков и учителя школ. Зарекомендовавшие себя методы обучения дошкольников чтению – буквенные. То есть сначала ребенок запоминает букву, а после учится ее читать. Надо отметить, что название букв и звуков, которые они обозначают, не совпадают. Особенно это касается согласных. Прежде, чем начинать занятия по Букварю, стоит разобраться, как это делается правильно. Раннее обучение чтению возникало спонтанно. Некоторые дети начинали читать в возрасте 3 лет.
Существует мнение психологов, и с ними соглашаются логопеды, что раннее обучение чтению влияет на общее развитие ребенка отрицательно. Занятый изучением букв, малыш теряет время, которое должно тратиться на другие важнейшие занятия ребенка: общение, прогулки, непосредственные игры. А с учетом того, что до 5-6 лет допустимы некоторые дефекты речи, возникают сложности логопедического характера. Кроме того, окулисты тоже против. Ведь человеческий глаз не приспособлен к чтению. «Так зачем же нагружать зрение раньше времени?» – спрашивают они.
Обучение малышей чтению – вопрос глобальной величины. Родители принимают решение сами. Нет ничего плохого в том, чтобы поддержать интерес ребенка, когда он спросит: «Что это за буква?», или позволить старшему и младшему чаду играть в школу. Другое дело, если кроху «усаживают за парту, из-под которой его не видно» – то есть, заставляют учить буквы человечка, который к этому еще не готов.