Развитие устного счета нужно начинать еще в дошкольный период. Удивительно, но самая трудная из наук – математика – воспринимается детьми, как веселая игра. Если, конечно, построить занятия грамотно. Как научить ребенка считать в уме – несколько хитрых секретов для вас.
Устный счет для дошкольника
Что бы объяснить, какие составляющие включает число, необходимо применять единичные фишки (в отличии от тех, которые напечатаны на одном листе). С помощью таких фишек можно познакомить со сложением и вычитанием. Фишками могут быть любые одинаковые предметы.
Как мы уже говорили, дошкольник 4-5 лет способен усвоить состав числа до 5. А, возможно, и больше. Как научить ребенка счету? Обучение должно проходить в три этапа.
Разбираем состав числа
Например, у Маши на столе три конфетки. Если одну спрятать, сколько останется? Две. Значит, два и один будет три.
Считаем
Выяснив, что число три включает такте пары, как 1 и 2, 2 и 1,делаем следующий шаг – считаем устно. Прикрываем наглядность салфеткой. Спрашиваем: «Если Маша угостит одной конфеткой маму, сколько у нее останется?». В любом случае, перепроверяем результат – поднимаем салфетку и делаем отнимание с предметами.
А если у Маши две конфеты и мам дала ей еще одну, сколько конфет станет у девочки? Иллюстрируем пример с помощью наглядности.
Заучиваем
Решение подобных устных задач доведет знания ребенка до автоматизма. Кроме того, прогуливаясь или играя, время от времени спрашивайте: «Два и один, это…?».
Устный счет для школьника
Как научить ребенка быстро считать в уме? Если дошкольник усвоит состав числа до начала учебного года, его математическое обучение пойдет как по маслу. Педагог применяет те же приемы, которые мы описали выше. Это гораздо проще, чем учить малыша прибавлять или отнимать по одной единице.
Для маленьких школьников тоже есть своя хитрость. Это волшебный числовой луч. Иначе говоря, две обыкновенные линейки длиной 10 и 20см.
Решаем пример 3+2
- Находим на линейке цифру 3.
- Делаем вправо (при отнимании – влево) два шага.
- Там, где пальчик остановился, и есть ответ – 5.
- Разобравшись с приемом вручную, считаем глазами – то есть, устно (1-2 недели).
- Решаем примеры устно без помощи луча.
- Через две-три недели ребенок запомнит состав всех чисел до десяти.
Опытные педагоги советуют прибавлять и отнимать одно и тоже число одновременно (3+2 и 3-2).
Круглые числа
Методика, развивающая умение считать в уме числа больше >10 аналогична предыдущей. Для решения примеров с круглыми числами можно применять ту же линейку. Здесь есть одно «но».
- Расскажите школьнику, что десятки считают точно также, как и единицы – не обращая внимания на ноль.
- Потренируйтесь считать с помощью линейки.
- Не забывайте, что речь идет не о единицах, а о десятках – после вычислений, не забываем приписывать ноль.
Именованные числа представляют особую категорию. Видя приписку в конце числа, школьник пугается и путается. Ребенку следует рассказать, что с такими числами работают, не обращая внимания на единицы измерения. Единственное, о чем не следует забывать – перевод единиц.
Трехзначные числа
Как правильно научить ребенка считать числа больше ста? Операции с третьеразрядными числами (любыми!) нетрудно выполнить устно. Для начала, приучите чадо работать в разрядной таблице. После тренировок, школьник поймет принцип счета и станет считать устно.
сотни |
десятки |
единицы |
5 |
6 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
Решим пример 562+321 с помощью таблицы.
Расписываем число на разряды и легко складываем. Как видите, у нас получается счет в пределах 10. Остается только заполнить нижний ряд.
сотни |
десятки |
единицы |
5 |
6 |
2 |
3 |
2 |
1 |
8 |
8 |
3 |
Тоже можно делать и с вычитанием, и с действиями с переходом через десяток. Например: 463+328
сотни |
десятки |
единицы |
4 |
6 |
3 |
3 |
2 |
8 |
7 |
6+2+1 |
1 |
7 |
9 |
1 |
Кроме предложенных нами нестандартных приемов вычислений, есть более традиционные методы – многократное повторение. Отличный результат дают пособия О. Узоровой – ее примеры для устного счета. Книги построены по принципу печатной тетради и представляют собой многочисленные примеры, которые нужно систематически решать. Выполняя задания ежедневно, ребенок гарантированно запомнит все табличные случаи вычислений.