Умение считать – яркий пример того, как часто взрослые ошибаются, путая необходимое с поверхностным. Даже если дошкільник умент считать до 100, или 1000, это еще не говорит о том, что он знает математику. Как научить ребёнка считать до 10, и что необходимо закладывать в этот навык?
Раннее знакомство с математикой — легко и просто
Механическое заучивание чисел от 1 до 10 и дальше – это весьма поверхностный навык, который говорит лишь о том, что с ребенком занимаются и у него неплохая память. Обучить малыша называнию чисел можно чуть ли не с пеленок. Что может быть проще, чем запомнить десять слов в определенной ритмической последовательности?
Однако, обучение счету до 10 – это еще не вся математика. Более того, карапуз способен и должен научиться гораздо более полезному – соотносить число и цифру, усвоить состав чисел. Это минимальный математический багаж, который пригодится чаду уже в первом классе. И если маме удалось совершить этот педагогический подвиг, она – настоящая умница.
Считаем просто, учимся легко
Вместе с тем, заучиванием цифр не стоит пренебрегать. Так Вы развиваете память ребенка, укладываете первые кирпичики в изящную постройку под названием Математика, возбуждаете интерес к познанию, дарите малышу радость узнавания и причастности к миру взрослых.
Для того чтоб малыш запомнил числа первого десятка, считайте несколько раз в день, сколько захочется:
- шагая по ступеням;
- собирая овощи;
- накрывая стол для кукол;
- обедая, завтракая и ужиная;
- изучая иллюстрацию в книге;
- нагружая грузовичок конструктором;
- выкладывая карандаши-фломастеры;
- убирая на обувной или книжной полке;
- выполняя любую другую работу, где есть возможность что-то посчитать.
Как научить ребенка считать до 10? Вполне возможно, что у ребенка не всегда будет подходящее для счета настроение. Не нужно настаивать. Не менее важно внушить чаду, что учеба – это хорошо, так же здорово, как и игра.
Сопоставляем число и цифру
Итак, карапуз уверенно считает, помогая себе пальчиком? К сожалению, это не гарантия того, что он понимает смисл понятия «Сколько». Необходимо пояснить ему, что мы имеем ввиду, когда задаем вопрос: «Так сколько у нас кубиков?». Легче всего это сделать в игровой, динамичной форме.
- Сосчитайте кубики (или что угодно другое).
- Когда кроха заканчивает счет, подхватываете: «Семь! – значит, у нас семь кубиков!».
- Переспрашиваете: » Сколько у нас кубиков?» – если дошкольник не знает ответа, снова отвечаете Вы: «Семь!»
- Репетируйте время от времени – рано или поздно ребенок поймет, что от него требуется.
Будьте готовы к тому, что до 3,5-4 лет карапуз не сможет понять суть этой игры. Занимайтесь подготовкой к сопоставлению числа и цифры – пересчитывайте абсолютно равнозначные предметы и подбирайте цифру.
При счете детишки нередко ошибаются. Это вызвано тем, что малыш переставляет пальчик слишком быстро. Обязательно пересчитайте снова: медленно, вместе. Не разрешайте крохе спешить. Если ему надоело, лучше отложить игру.
На первоначальном этапе будет достаточно, если малыш сумеет отличить понятия «один» и «много». Именно так занимаются с младшими дошкольниками в саду.
Учим счет – цифры и числа
Считая, раскладывайте с ребенком цифровой ряд: Говорите «Один!», кладете цифру «1» и так далее.
Замечательный результат дают игры с сенсорными цифрами Монтессори. Их легко сделать дома, и они очень нравятся детям.
Как учить ребенка считать? До 4-5 лет достаточно ограничиться числовым рядом от 1 до 5. Так же, как и при изучении букв, придумывайте ассоциации. Например:
- 0 – личико;
- 1 – это столбик с носиком;
- 2 – голова, шея, хвост;
- 3 – два животика;
- 4 – столбик с отставленным локотком;
- 5 – животик и флажок в руке;
- 6 – животик с хвостиком;
- 7 – полочка на ножке;
- 8 – два бублика;
- 9 – глаз и улыбка.
Вы наверняка найдете в продаже цифровую азбуку – на одной фишке нарисованы одинаковые предметы и цифра, означающая данное количество. Из таких фишек удобно строить числовой ряд. А если Вы развесите их на стены, ребенок сам будет заниматься счетом и цифрами.
Обучение счету до 10 – знакомство с нулем
Знакомство с составом числа нетрудно начать с нуля. Объяснить, что такое ноль можно за пару занятий.
1. Положите на стол пару предметов.
2. Посчитайте их, спросите:
— Сколько груш?
— Одна!
3. Малыша закрывает глаза. Убираем все, что есть – все груши.
— А сейчас?
— Сейчас ничего нет!
— Значит, пусто! Когда ничего нет, когда пусто, говорят НОЛЬ!
4. Повторить несколько раз, пока ребенку будет интересно.
Состав чисел – высший пилотаж для дошкольника
Запаситесь несколькими наборами для счета. Это могут быть крышки от крема и старых фломастеров, картинки, вырезанные из коробок с молочным питанием, купленные в магазине пособия. Умение разложить числа по составу лежит в основе счета – устного и письменного. Первые числа – один и два – сможет разложить малыш двух с половиной, трех лет. Для этого понадобятся наборы совершенно одинаковых предметов.
Составляем число 2
- Выложите две фигуры (например, овалы), сосчитайте их.
- Попросите малыша закрыть глаза (детям очень нравится этот прием).
- Один овал прикройте листом бумаги.
- Карапуз открывает глазки.
- Сколько овалов осталось? (Один!) – Правильно, молодец!
- Сколько кругов спряталось? (малыш догадывается, что тоже один) – Отлично!
- А сколько их было вместе? Тут, скорее всего, кроха затруднится. Приподнимите лист, прикрывающий фишки и сосчитайте еще раз: один, два — ДВА!
- Если малыш ориентируется, что такое ноль, изучаем также 2 и 0, 0 и 2.
Составляем число 3
Как правильно учить ребенка считать? Состав числа изучается во всех комбинациях, для трех это: 1 и 2, 2 и 1, 0 и 3, 3 и 0. То же относится и ко всем остальным числам. Следующее число изучается после того, как малыш хорошенько усвоил предшествующее.
Изучение азов математики должно охватывать все доступные для ребенка темы: счет, цифры, порядковый счет, объемные и плоские геометрические тела, понятия, сравнивающие характеристики предметов и описывающие их положение в пространстве. Помимо этого, развитие логического мышления – неизменная часть занятий по математике. Она является базой для последующей учебы.