От 1 до 10 – учим малыша счету

Умение считать – яркий пример того, как часто взрослые ошибаются, путая необходимое с поверхностным. Даже если дошкільник умент считать до 100, или 1000, это еще не говорит о том, что он знает математику. Как научить ребёнка считать до 10, и что необходимо закладывать в этот навык?

Умение считать – яркий пример того, как часто взрослые ошибаются, путая  необходимое с поверхностным. Даже если дошкільник умент считать до 100, или 1000, это еще не говорит о том, что он знает математику.  Как научить ребёнка считать до 10, и что необходимо закладывать в этот навык?

Раннее знакомство с математикой — легко и просто

Механическое заучивание чисел от 1 до 10 и дальше – это весьма поверхностный навык, который говорит лишь о том, что с ребенком занимаются и у него неплохая память. Обучить малыша называнию чисел можно чуть ли не с пеленок. Что может быть проще, чем запомнить десять слов в определенной ритмической последовательности?

Однако,  обучение счету до 10 – это еще не вся математика. Более того, карапуз способен и должен научиться гораздо более полезному – соотносить число и цифру, усвоить состав чисел. Это минимальный математический багаж, который пригодится чаду уже в первом классе. И если маме удалось совершить этот педагогический подвиг, она – настоящая умница.

Считаем просто, учимся легко

Вместе с тем, заучиванием цифр не стоит пренебрегать. Так Вы развиваете память ребенка, укладываете первые кирпичики в изящную постройку под названием Математика, возбуждаете интерес к познанию, дарите малышу радость узнавания и причастности к миру взрослых.

Для того чтоб малыш запомнил числа первого десятка, считайте несколько раз в день, сколько захочется:

  • шагая по ступеням;
  • собирая овощи;
  • накрывая стол для кукол;
  • обедая, завтракая и ужиная;
  • изучая иллюстрацию в книге;
  • нагружая грузовичок конструктором;
  • выкладывая карандаши-фломастеры;
  • убирая на обувной или книжной полке;
  • выполняя любую другую работу, где есть возможность что-то посчитать.

Как научить ребенка считать до 10? Вполне возможно, что у ребенка не всегда будет подходящее для счета настроение. Не нужно настаивать. Не менее важно внушить чаду, что учеба – это хорошо, так же здорово, как и игра.

Сопоставляем число и цифру

Итак, карапуз уверенно считает, помогая себе пальчиком? К сожалению, это не гарантия того, что он понимает смисл понятия «Сколько». Необходимо пояснить ему, что мы имеем ввиду, когда задаем вопрос: «Так сколько у нас кубиков?». Легче всего это сделать в игровой, динамичной форме.

  • Сосчитайте кубики (или что угодно другое).
  • Когда кроха заканчивает счет, подхватываете: «Семь! – значит, у нас  семь кубиков!».
  • Переспрашиваете: » Сколько у нас кубиков?» – если дошкольник не знает ответа, снова отвечаете Вы: «Семь!»
  • Репетируйте время от времени – рано или поздно ребенок поймет, что от него требуется.

Будьте готовы к тому, что до 3,5-4 лет карапуз не сможет понять суть этой игры. Занимайтесь подготовкой к сопоставлению числа и цифры – пересчитывайте абсолютно равнозначные предметы и подбирайте цифру.

При счете детишки нередко ошибаются. Это вызвано тем, что малыш переставляет пальчик слишком быстро. Обязательно пересчитайте снова: медленно, вместе. Не разрешайте крохе спешить. Если ему надоело, лучше отложить игру.

На первоначальном этапе будет достаточно, если малыш сумеет отличить понятия «один» и «много». Именно так занимаются с младшими дошкольниками в саду.

Учим счет – цифры и числа

Считая, раскладывайте с ребенком цифровой ряд: Говорите «Один!», кладете цифру  «1» и так далее.

Замечательный результат дают игры с сенсорными цифрами Монтессори. Их легко сделать дома, и они очень нравятся детям.

Как учить ребенка считать? До 4-5 лет достаточно ограничиться числовым рядом от 1 до 5. Так же, как и при изучении букв, придумывайте ассоциации. Например:

  • 0 – личико;
  • 1 – это столбик с носиком;
  • 2 – голова, шея, хвост;
  • 3 – два животика;
  • 4 – столбик с отставленным локотком;
  • 5 – животик и флажок в руке;
  • 6 – животик с хвостиком;
  • 7 – полочка на ножке;
  • 8 – два бублика;
  • 9 – глаз и улыбка.

Вы наверняка найдете в продаже цифровую азбуку – на одной фишке нарисованы одинаковые предметы и цифра, означающая данное количество. Из таких фишек удобно строить числовой ряд. А если Вы развесите их на стены, ребенок сам будет заниматься счетом и цифрами.

Обучение счету до 10 – знакомство с нулем

Знакомство с составом числа нетрудно начать с нуля. Объяснить, что такое ноль можно за пару занятий.

1. Положите на стол пару предметов.
2. Посчитайте их, спросите:
— Сколько груш?
— Одна!
3. Малыша закрывает глаза. Убираем все, что есть – все груши.
— А сейчас?
— Сейчас ничего нет!
— Значит, пусто! Когда ничего нет, когда пусто, говорят НОЛЬ!
4. Повторить несколько раз, пока ребенку будет интересно.

Состав чисел – высший пилотаж для дошкольника

Запаситесь несколькими наборами для счета. Это могут быть крышки от крема и старых фломастеров, картинки, вырезанные из коробок с молочным питанием, купленные в магазине пособия. Умение разложить числа по составу лежит в основе счета – устного и письменного. Первые числа – один и два – сможет разложить малыш двух с половиной, трех лет. Для этого понадобятся наборы совершенно одинаковых предметов.

Составляем число 2

  • Выложите две фигуры (например, овалы), сосчитайте их.
  • Попросите малыша закрыть глаза (детям очень нравится этот прием).
  • Один овал прикройте листом бумаги.
  • Карапуз открывает глазки.
  • Сколько овалов осталось? (Один!) – Правильно, молодец!
  • Сколько кругов спряталось? (малыш догадывается, что тоже один) – Отлично!
  • А сколько их было вместе? Тут, скорее всего, кроха затруднится. Приподнимите лист, прикрывающий фишки и сосчитайте еще раз: один, два — ДВА!
  • Если малыш ориентируется, что такое ноль, изучаем также 2 и 0, 0 и 2.

Составляем число 3

Как правильно учить ребенка считать? Состав числа изучается во всех комбинациях, для трех это: 1 и 2, 2 и 1, 0 и 3, 3 и 0. То же относится и ко всем остальным числам. Следующее число изучается после того, как малыш хорошенько усвоил предшествующее.

Изучение азов математики должно охватывать все доступные для ребенка темы: счет, цифры, порядковый счет, объемные и плоские геометрические тела, понятия, сравнивающие характеристики предметов и описывающие их положение в пространстве. Помимо этого, развитие логического мышления – неизменная часть занятий по математике. Она является базой для последующей учебы.

Оцените статью