Математическое детство – обучение счету дошкольников

Математика – это предмет, изучать который никогда не скучно. Так почему бы ребятишкам не поучиться? Обучение детей дошкольного возраста счету похоже на состязание. У юных математиков есть много преимуществ, да и учатся они лучше ровесников. Предлагаем разобраться, в чем плюсы раннего обучения математике, как не превратить их в минусы и чему, кроме счета до 10, можно учить еще.

Математика – это предмет, изучать который никогда не скучно. Так почему бы ребятишкам не поучиться? Обучение детей дошкольного возраста счету похоже на состязание. У юных математиков есть много преимуществ, да и учатся они лучше ровесников. Предлагаем разобраться, в чем плюсы раннего обучения математике, как не превратить их в минусы и чему, кроме счета до 10, можно учить еще.

Раннее обучение математике – Вы «за» или «против», почему?

Некоторые родители и даже педагоги считают, что раннее обучение математике скорее вредит, чем приносит пользу. Аргументы «за» таковы: обучившись счету раньше времени, дети будут скучать на уроках. Если при обучении папы и мамы не допускают ошибок, если ребенку нравится математика, то почему бы не заниматься любимым делом сколько хочется?

Кроме того, грамотный педагог всегда сумеет занять на уроке и юного математика —  предложит ему самостоятельную, вызовет к доске, поручит проверку тетрадей товарищей, попросит объяснить новую тему. Именно из таких учеников чаще всего получаются участники и победители олимпиад, формируется интеллектуальная элита школы.

Другая крайность – стремление заучивать с малышом математические тонкости вплоть до таблицы умножения, счета до миллиона,  решения уравнений и задач в несколько приемов. Родители стараются, задействуют различные системы — обучение счету по методике Зайцева, Домана, Монтессори.

И тут действительно важна мера. Если малыш спрашивает, интересуется – делитесь знаниями смело. Но в том случае, когда ученье – тьма, не стоит выходить за рамки детских потребностей. Для обучения в 1 классе — это касается арифметического материала — вполне достаточно знать состав числе до 10, узнавать цифры, считать до 20, сравнивать их.

Для того, что бы разобраться, как научить считать ребенка в 3 года и что ему преподавать, нужно учитывать и общее положительное влияние развивающих занятий на мышление карапуза. Счет до ста или больше, к примеру, укрепляет память и воспитывает математическую речь. А если малышу объяснили принцип образования чисел, то и работает на логику.

Азы обучения счету, занятия с 3-4-летками

Обучение математике трудно разделить по принципу: важно и не важно. Воспитатели садика и учителя идут единым фронтом: математические знания даются в комплексе с подготовительными элементами. Знакомство с фигурами, например, получает «серьезное» продолжение лишь на уроках геометрии, которая начинается в 7 классе.

Самых маленьких учат считать, начиная с различных полезных понятий. То, что взрослым кажется элементарным, для малышей может показаться очень трудным. Дети узнают значение математических слов и учатся работать с наборами одинаковых и различных предметов:

  • раскладывают предметы на несколько частей по заданной характеристике (только красные, или только большие, круглые, высокие…)
  • то же самое, но по нескольким характеристикам (отбери зеленые и маленькие предметы)
  • находят пару заданному предмету (книга-тетрадь), поясняют свой выбор
  • дети манипулируют группами одинаковых предметов, используя понятия: один, много и мало
  • малыши работают с такими выражениями, как: такой же; по одному; ничего нет; столько же; одинаковый по…; столько, сколько; ни одного; каждый из; больше (меньше), чем; поровну; всех; все и т.д.

Все перечисленные «термины» употребляют в связи с действием (возьми столько же, угости каждую из игрушек, этот овал лишний). Кроме этих  «полновесных» слов, дети тренируются строить выражения со служебными частями: не, а, и, чем (шаров больше, чем кубов; это не белые квадраты, а синие).

Маленький ребенок не способен воспринимать информацию на слух. Он должен увидеть и обязательно выполнить все задания руками: переложить фигуры, раздать конфеты куклам, убрать лишнее, сделать поровну. Тесная взаимосвязь действия и знания – основа, на которой построена вся методика обучения порядковому счету.

Особенно весело и продуктивно проходят игры, в которых дети выполняют посильные задания: принеси столько же; поставь одну машинку на белый круг, а на синий много; сделай поровну.

В этот же период малыши учатся сравнивать, не считая предметы. Первый пробы сравнения дети делают, накладывая предметы друг на друга. Для этого необходимо создать понятную для ребенка ситуацию, когда задание связано с его личным опытом. Например, необходимо посадить цветы (4 штуки) в горшки (5 штук). Разложив картинки цветов на изображения горшков, малыши  замечают, что один горшок лишний. Ситуация обсуждается: горшок лишний, значит, горшков больше. Цветов не хватает, значит, цветов меньше.

По поручению взрослого ребенок «покупает» еще один цветок и «садит» его в горшок. На вопрос «Что лишнее?» ответа быть  не может – предметов поровну, одинаково. Накладываемые предметы должны быть меньше, чем основные – что бы дошкольник видел, что он делает и понимал суть операции.

Более сложный вариант, который предлагается после хорошо усвоенного предыдущего, — прикладывание. То есть, предметы кладутся рядом, по парам, а не друг на друга.

В перечень заданий необходимо включать игры на освоение пространства. Дети находят предмет, который слева от…; вверху, справа, ниже, под, впереди, в, за, над, на и так далее.

Особенность мышления дошкольника состоит в том, что лучше всего он воспринимает предметы, расположенные в линию. Одним из приемов, на котором строится дальнейшая методика обучения счету дошкольников, является сравнение в разном положении.

Например, малыш уже сравнил яблоки, расположенные на верхней полке и тарелки, расположенные на нижней. Взрослый собирает фрукты и раскладывает их на столе в другом порядке – симметрично, по кругу и т.д. Задача ребенка – понять, что одно и тоже число может быть изображено по-разному, не только в линию.

Обучение счету 4-5-леток

На пятом году жизни, дети учатся комментировать свои действия, используя терминологию, усвоенную раньше. К ним добавляются новые значимые слова: тоже два; число; столько же; пара; второй, третий, четвертый; один под другим; не равно…

Малыши учатся строить математические выражения, применяя слова: и, то, а, если.

Главный навык, которым овладевают дети, — счет и умение подобрать цифру к полученному числу. При счете предметов необходимо добиться того, что бы ребенок считал медленно (не показывая на один предмет дважды и не пропуская их).

Наиболее трудно для дошкольника понять, что нужно говорить в ответ на вопрос «Сколько?». Как правило, маленькие математики начинают счет заново. Для пояснения сути вопроса, попробуйте считать вместе, и после того, как счет будет закончен, без паузы, повторить: семь! Семь (яблок)! Сколько у нас яблок? – Семь! После серии подобных пересчетов, малыш постигает смысл этого вопроса.

Обучение дошкольников счету включает такое важное правило, как счет слева направо, без называния предметов. Счетный ряд строится правой рукой, брать можно только по одному предмету (за исключением специальных заданий). Очень удобно (и методически правильно) располагать предметы в линию. Также следует добиться того, что бы дошкольник начинал счет верно: не раз, а один.

Для подготовки к решению математических задач, следует постоянно связывать математику с бытовыми и игровыми навыками ребенка. Например, пересчитывать карандаши, кусочки пищи в тарелке, вилки на столе, подбирать столько же конфет, сколько товарищей.

На данном этапе, детей знакомят с получением нового числа прибавлением (отниманием) по одной единице. Данный способ усваивается при сравнивании предметов, расположенных в два ряда. Очень удобно наборное полотно – два-три ряда из десяти прозрачных кармашков, нашитых на ткань параллельно друг другу.

Как научить ребенка считать до 5? Предложите малышу сравнить два предметных набора. В одном из них два овала, во втором три квадрата. Количества фигур сравниваются (сколько, чего больше, чего меньше, сделай поровну). Для подготовки к усвоению чисел, следует отнимать по одному предмету. Например, было 3 овала, один убрали, сколько осталось? – Два. Или способом прибавления: было три, один прибавили, сколько стало?

На пятом году жизни у детей формируют представления о числах до 5. Однако малыши охотно играют «в состав числа» и без добавления по одному. То есть, дошкольник угадывает и запоминает, сколько шариков спряталось (два из трех), глядя на оставшийся (один). После правильного ответа необходимо сделать вывод, что два и один – это три. Таким образом, можно легко обучить малыша составу чисел и практически подготовить его к обучению в 1 классе.

В этот период стоит уделить внимание порядковому счету. Дети должны научиться отвечать на вопрос: Какой? Который? (пятый, третий).

Для ребенка 4-5 лет возможны более сложные задачи на сравнение чисел. Разница между множествами может достигать 2-3 единиц.

Кроме изучения чисел, дошкольники считают звуки и движения (Сколько раз я хлопну по столу? Сколько раз я подниму флажок?).

Учим счету детей 5-6 лет и дошкольников

В данный период математической грамоты продолжается обучение детей дошкольного возраста порядковому счету, сравнению, узнаванию цифр, развитие математической речи, мышления, решение простых задач.

Задания по счету и цифрам расширяются от 0до 10. Малыши приступают к подготовке к изучению состава чисел. Они раскладывают на равные части группы предметов по 4, 6, 8, 10 единиц на 2, 3, 4, 5 одинаковых частей. Этот же прием можно расценивать, как подготовку к дробям.

Задания, предложенные малышам 3-5 лет, усложняются и строятся на четком понимании математических соотношений при сравнении, прибавлении и отнимании единицы. Малыши решают задания, как сделать поровну, меньше, больше. Под руководством взрослого, дошкольники разделяют целый предмет (круг, квадрат) на одинаковые части и определяют одну вторую (четвертую, восьмую и т.д.).

Вполне возможно, и даже нужно, ознакомить без пяти минут первоклашку со знаками «>, <, =». А если вспомнить описанное выше прибавление/отнимание одного предмета при сравнении, то Вы легко поймете принцип ознакомления с действиями «+, -» путем добавления по одному.

Обучение счёту дошкольников охватывает анализ характеристик предметов. Дети учатся сравнивать длину, объем и другие параметры с помощью шаблона. Это может быть готовая мерка (полоска бумаги, которую нужно отложить несколько раз; стакан; столовая ложка для измерения круп). Дети обязательно подсчитывают, сколько раз мерка поместилась целиком.

Математические игры – важный прием обучения счету

При обучении счету, а, главное закреплении, знаний, прекрасно работают математические игры.

Построй ряд

Играют двое. Дети получают наборы цифр, количеством до 12. Перед ними также лежит ряд карточек до 10 «лицом» вниз. Ребенок делает ход, открывая карточки из десятка на столе. После чего, он переворачивает свою карточку (одну из 12). Если она больше открытой из десятка на столе, то кладет ее справа, меньше – слева. Если цифры одинаковы, ход передается.

Лови мяч!

В эту игру приглашают несколько ребятишек, умеющих быстро прибавлять/отнимать числа в пределах 5 (10). Бросая друг другу мяч, дети задают вопрос: 2+3? Игрок, поймавший мяч быстро отвечает и, придумав свой пример, бросает мяч следующему товарищу.

Маленький волшебник

Ведущий (для начала взрослый) загадывает число, которое меньше 5, но больше 3. Дети должны ответить, что это 4.

Математические хлопки

Необходимо выложить цифры лицом вниз. Ребенок открывает любую и хлопает столько раз, какую видит цифру.

Домик из палочек

Ребенок получает десять палочек. Взрослый поручает ему выложить дом из определенного количества палочек (6, 7, 8 и т.д.)

Догадайся, какое место

Взрослый просит назвать, какое место занимает число, которое живет между 7 и 8? Ребенок должен ответить – шестое.

Оцените статью