Письмо начинается с буквы — о каллиграфии подробно

Из маленьких букв состоят огромные тома и целые библиотеки. Буквы умеют говорить на разных языках и не умеют краснеть. Впрочем, краснеть они умеют – в школьных тетрадках небрежного ученика часто попадаются буквы, пунцовые от стыда. Как придать тетрадкам достойный внешний вид и оставить почетный синий цвет даже маленькой точке? Одним словом, как научить ребенка писать буквы каллиграфически?

Из маленьких букв состоят огромные тома и целые библиотеки. Буквы умеют говорить на разных языках и не умеют краснеть. Впрочем, краснеть они умеют – в школьных тетрадках небрежного ученика часто попадаются буквы, пунцовые от стыда. Как придать тетрадкам достойный внешний вид и оставить почетный синий цвет даже маленькой точке? Одним словом, как научить ребенка писать буквы каллиграфически?

Все начинается с буквы И — правила каллиграфии, которые нужно знать

Буква И состоит из наиболее популярных графических элементов. Поэтому с нее начинают знакомство с каллиграфией родного языка. Какие правила в написании букв и слов существуют?

Общие тонкости

  • прямая палочка букв должна быть параллельна косой строке
  • закругление написать совсем несложно, для этого просим детей начать закруглять, немного не доводя палочку до нижней (верхней) линий – около десятой части высоты узкой строчки
  • все элементы букв пишутся параллельно друг другу на равном расстоянии, около 0,5см (не считая линий, пересекающих букву)
  • все расстояния и высота заглавных и  малых букв гармоничны и пропорциональны
  • при написании высоту буквы сравнивают не с предыдущей, а с той, что была через одну до нее (речь идет о письме в тетрадях с широкими линиями)
  • «пробел» между словами равен одной маленькой букве

Отдельные буквы

  • «хвостик»-петелька у маленьких прописных букв (Д, Ц, У) перекрещивается на нижней строке
  • элементы большой буквы начинают соединять поперечной «палочкой» на высоте ½ строки (речь идет о тетрадках с косой линией)
  • буквы И, Л,М соединяют между собой на высоте 1/3 строки
  • высота нижнего закругления В равна 1/3 общей высоты буквы
  • петля у маленькой прописной Е равна 1/3 общей высоты буквы

Ты ошибся? – не беда, или как исправить написанное правильно

Ошибок при обучении письму еще не удалось избежать никому. Поэтому важно не только учить писать буквы, но и находить выход из трудного положения. Ошибки, исправленные аккуратно, могут быть «не замечены» учителем. Тогда как грязь, черканье и неоднократно наведенные исправления вынуждают педагога принять меры.

  • буквы и знаки, написанные ошибочно следует вычеркнуть одной тонкой линией, проведенной наискосок
  • верный вариант букв надписывают над ошибкой
  • никакие другие знаки (скобки, стрелки, галочки и т.д.) в исправлении ошибок не используют
  • лишнее слово вычеркивают прямой линией, проведенной параллельно строке

Как оформить письменную работу правильно

Начальная школа – единственный в школьной жизни период, во время которого уделяется столько внимания тому, как учить ребенка писать буквы и оформлять тетрадки. Поэтому необходимо воспользоваться данным временем с пользой для каллиграфии.

  • при выполнении заданий «подчеркнуть»используется простой карандаш и линейка
  • нельзя выходить за красные поля
  • в 2-4 классах нужно уметь отмечать число (цифрой) и месяц (прописью), а также вид работы (домашняя или классная)
  • необходимо записывать номер упражнения
  • абзац выделяется отступом слева «на один пальчик»
  • строки пропускаются только между последним в задании словом и датой последующей работы (место для оценки и замечаний)

Оформление письменных работ очень важно. Неверные отступы, пропуски строк и другие погрешности заставляют тетрадку «краснеть» и портят общее впечатление от работы.

Мнемонические приемы при обучении письму

При написании новой буквы, учитель вынужден диктовать ее элементы, которые имеют очень сложные названия из нескольких слов. Как научить ребёнка писать буквы в таких дискомфортных условиях?

Все очень просто – если каждому элементу дать простое запоминающееся название, то дело пойдет на лад. Например, все мы знаем, что такое «крючок», «палочка», «закругление». По тому же принципу дают имена и другим частям букв и их соединениям.

Желательно, чтобы названия вызывали какие-то ассоциации. Тогда малыш их легко запомнит и сможет применять с пользой. Обратите внимание, что если у педагога есть своя система упрощений, Вам следует с ними ознакомиться и использовать, чтобы не путать школьника. В том случае, когда учитель опускает этот момент, смело действуйте!

Советы по общей организации занятий по письму

Письмо – достаточно непривычный для ребенка вид занятий. Дети быстро устают, начинают писать некрасиво, их заставляют писать снова – получается какой-то замкнутый круг, пройдя по которому раз и два, школьник теряет всякий интерес к письму и даже начинает его ненавидеть.

Как правильно научить ребенка писать буквы, чтобы сохранить и приумножить желание малыша освоить это непростое занятие? Почти все педагоги и редко кто из родителей используют такие замечательные приемы, как физкульт паузы для пальчиков, массаж, самомассаж и «сон».

Попробуйте хоть раз, и Вы обязательно оцените действенность массажа перед занятием и во время его. Массаж и самомассаж вносят разнообразие в письмо, расслабляют руку, подготавливают ее к работе, улучшают координацию. Самомассаж дети воспринимают как игру, что не может не отразиться на общем положительном настрое. К приемам самомассажа можно отнести такие игры:

  • «Утюжок» – ребенок складывает руки ладонями и быстро трет их друг о друга, что бы они разогрелись. Тоже повторяем и для тыльных сторон кистей рук.
  • «Пианино» – по краю стола перебираем пальчиками в быстром темпе справа налево и наоборот. Как вариант – игра «Дудочка».
  • «Ковалек» – постукиваем кулачками друг о друга сверху вниз, меняя положение рук.
  • «Крепкие друзья» – сложить руки в дружеском пожатии и менять положение пальцев поворотом ладоней по кругу.
  • «Чистюля» – круговыми движениями кистей рук имитируем намыливание.
  • «Полетели-полетели» – расслабляем кисти рук, помахивая ими, как птица крыльями.
  • «Маляр» – тоже самое, но в плоскости.
  • «Сон» – на сложенные на столе руки на несколько секунд опускаем голову, закрываем глазки и отдыхаем. Это упражнение расслабляет плечи, шею, руки и дает отдых глазам.

Красивый почерк вырабатывается не только у трудолюбивых и усидчивых детей. Если разбавить скучную теорию игрой, каллиграфию освоит самый непоседливый малыш. Надеемся, наши советы помогут Вам!

Оцените статью