Письмо в 1 классе – обучение дома в помощь школе

Обучение письму в 1 классе – период, наиболее ответственный в становлении детского почерка. От того, как тщательно будут сформированы навыки каллиграфии и орфографии, зависит грамотность и читабельность школьных работ. Могут ли повлиять на процесс родители? Существуют ли нетрадиционные методы обучения письму и не навредят ли они первокласснику?

Обучение письму в 1 классе – период, наиболее ответственный в становлении детского почерка. От того, как тщательно будут сформированы навыки каллиграфии и орфографии, зависит грамотность и читабельность школьных работ. Могут ли повлиять на процесс родители? Существуют ли нетрадиционные методы обучения письму и не навредят ли они первокласснику?

Современные и новаторские методы обучения письму

К счастью для детей, родителей и учителей современная школьная программа направлена на результат, а не на строгое соблюдение программного регламента. Педагог может корректировать процесс так, как считает целесообразным – с учетом характера и подготовленности школьников, а также своих личных возможностей и убеждений.

Большинство вариативных методик есть не что иное, как более углубленная проработка одного или нескольких составляющих традиционной школьной системы. Это нельзя назвать чистой воды новаторством. Однако если воспитательные приемы дают результат, их можно и нужно сочетать с требованиями основного документа.

Мы будем говорить о письме, начиная с подготовки четырехлеток. Данные методы успешно работают, начиная с любого периода обучения каллиграфии и орфографии.

Обучение письму – начинаем с четырех

Родители знают, что методика обучения письму в 1 классе опирается на некоторые навыки, которые формируются задолго до первого школьного звонка. Популярные приемы подготовки мелкой моторики – рисование, лепка, разнообразные конструкторы. Штриховка также относится к рисованию. В отличие от привычного способа, штриховка действует более целенаправленно, развивая координацию, мышечную память, пространственные понятия.

Методика, которая учит

Автор методы Потапова Е. задалась целью сделать обучение первоклассников-шестилеток увлекательным и результативным. В итоге, она составила следующую систему тренировок каллиграфии.

Для работы понадобятся такие принадлежности:

  • лекала разных видов;
  • шариковые и гелевые ручки всевозможных цветов, фломастеры, разноцветные и простой карандаши;
  • подборку трафареток с изображениями зверушек, цветов и листьев, фигур;
  • альбомные листки.

Наборы разнообразных шаблонов нужны для того, что бы малыш мог нарисовать контур сам. При чем, сочетание различных форм развивает фантазию и нестандартное мышление. Многоцветные и многоплановые письменные принадлежности позволяют увлечь дошкольника и поддержать его интерес сменой «орудия труда». Штрихование выполняется по таким правилам:

  • Закрашивать, не выходя за контур фигуры (или не входя в него – фигура остается белой).
  • Штрихи ложатся в определенном направлении.
  • Между штрихами должна как бы помещаться маленькая письменная буква (это около половины сантиметра).
  • В начале работы, взрослый показывает, в каком направлении заштриховывают.

Этапы штрихования

  • Зарисовываем простейшие фигурки —  штрихи прямые, проведенные параллельно друг другу. Фигурки рисует ребенок, используя наборы шаблончиков.
  • Через месяц тренировок позволяем зарисовывать детали волнами, петельками, половинками овалов. Для закрашивания создаем комплексные изображения, состоящие из элементов, которые можно прорисовать с шаблоном (машина, космодром, здания).

Обучение письму – ознакомление с буквой

Как научить первоклассника красиво писать? Когда мы как следует поработали с моторикой рук, стоит уделить внимание знакомству с сенсорной буквой. Потапова Е. советует изготовить тактильные буквы таким способом:

  • вырезать буквы из мелкой наждачки размером 6см на 3см и шириной контура около 0,3см (маленькую и большую);
  • наклеить тактильные буквы на картонные прямоугольники или создать в альбоме свою, домашнюю книжицу;
  • прежде, чем  написать или прочесть букву, малыш ощупывает ее пальцами, исследует элементы в порядке написания.

Те, кто знаком с методикой Монтессори, без труда узнает ее прием работы с сенсорными материалами. Обводя букву пальцами обеих рук, ребенок запоминает ее конфигурацию. Родители должны постараться, чтобы ощупывание прописных букв выполнялось в порядке, соответствующем написанию. Тогда можно смело утверждать, что школьник изучаемую букву уже «писал».

Ощупывание повторяется до двух десятков раз. Для мотивации желательно придумывать интересные объяснения (Буква К – ласковая кошка, погладь ее как следует, что бы она спела песенку).

Сама Потапова Е. читала детишкам увлекательные сказки, похожие на эту:

«Киты – огромные животные, которые живут и плавают в океане, потому что ходить по земле для них было бы невероятно тяжело. Киты очень добрые и умные звери, у которых есть своя речь. Язык китов – это щелчки, свист, попискивания и другие удивительные звуки. Когда кит хочет пообщаться со своим другом, он посылает звук за несколько десятков километров, и другой кит обязательно его слышит.»

Прослушивая познавательную сказку, дети водят пальчиком по букве и запоминают ее конфигурацию.

Письмо …без прописей?

В своей практике Потапова Е. активно употребляла особые шаблоны для написания букв без прописей. Для этого этапа нужно изготовить вкладки для тетрадных страниц, на которых толстым шрифтом написаны буквы и даже слоги – для тренировки различных видов соединений. Написанные грубым шрифтом, шаблоны просвечивают  сквозь бумагу, и их можно наводить. Данный период продолжается до двух недель.

Речевые игры в обучении письму

Как вы уже знаете, дорогие читатели нашего сайта, речь – основной фактор интеллекта и  успешной учебы в начальной школе. Обучение письму, как подготовка к 1 классу «по Потаповой» объединяет такие задания.

После увлекательной сказки, работа с текстом продолжалась. Дети анализировали слово КИТ, составляли с ним предложения и находили однокоренные слова: китовый, китенок…

«Писать грамотно» и «писать красиво» – синонимы или антонимы?

Грамотное письмо похоже на красивую плавную речь. Выразительный богатый рассказ подобен каллиграфическому письму без орфографических ошибок. Ваш ребенок ошибается? Причин может быть несколько. Мы уже обсуждали проблемы дисграфии – патологических нарушений в деятельности ЦНС человека. Сегодня мы взглянем на вопрос под другим градусом – обсудим способы восприятия информации, влияющие на правильность письма.

Новые знания поступают в мозг человека по трем каналам: слух, зрение и ощущения. Соответственно, люди делятся на кинестетиков (память на движения), визуалов (запоминают и понимают лучше то, что видят) и аудиалы (воспринимают то, что слышат).

При обучении письму, должны быть задействованы все анализаторы – и слух, и глаза, и пальцы рук. Именно на этом построена знаменитая система Зайцева и ставшая классикой программа Монтессори. Тем не менее, следует учитывать, что восприятие у каждого человека все-таки отличается. Вносить коррективы при работе с конкретным ребенком – значит повысить его шансы на успех.

Как пишут кинестетики

Память кинестетиков основывается на движениях и ощущениях. Для кинестетиков ощупывание букв, их написание, прописывание в воздухе, лепка букв – лучший ориентир грамотности. Кинестетика следует настроить: «сомневаешься – спроси». Нельзя допускать написание слов неверно – детская рука запомнит ошибку и почти наверняка выдаст ее снова. Ребенку с преимущественной двигательной памятью поможет проговаривание слов, самодиктант, комментированное письмо. Суть последнего приема – прежде, чем написать, объясни вслух, что и почему ты будешь делать.

Как ошибаются аудиалы

Аудиалы полагаются на слух. Это те детишки, которые запоминают на лету. Им даже не всегда нужно читать урок дома. Беда аудиалов – пишу, как говорю и слышу. Для русского языка данная особенность более чем актуальна. Ведь в нашей родной речи есть такие трудности, как безударные гласные, выпадающие и парные согласные, а также двойные буквы, мягкий и твердый знаки и так далее.

Хуже всех приходится детям с проблемной речью. Даже самый умный аудиал напишет слова с ошибкой, если он заикается, шепелявит, не выговаривает звуки.

У аудиалов следует развивать зрительное внимание. Задания подчеркнуть орфограмму, исправить ошибку, письмо с комментарием исправят ситуацию к лучшему.

Чем помочь визуалу

Визуалы придумали совет «читать побольше». Им, людям с прекрасной фотографической памятью, лучше всего запоминаются зрительные образы – слова из книг. Визуал ловит ошибки на интуитивном уровне – его зоркий глаз замечает несоответствие образу, сформированному в памяти, и дает сигнал об ошибке.

Минус визуальной памяти – трудности при объяснении орфограмм. Ведь не все слова можно запомнить – есть исключения или редкие слова, которые не встретишь в книге. Кроме того, существуют правила пунктуации – и уж тут знание правил необходимо. Визуалов приучают анализировать написанное, требуют заучить правило и учат писать осознанно грамотно.

Прежде, чем учить ребенка грамотному письму в 1 классе и далее, нельзя допускать таких ошибок, как поощрение природных особенностей и игнорирование природных недостатков. Что это значит?

Несомненно, ребенку с памятью, скажем, визуала следует давать задания для развития его естественных наклонностей (карточки Домана – отличный тренинг зрительной памяти). При этом визуал нуждается в дополнительном стимулировании кинестетической и слуховой памяти, и об этом нельзя забывать.

Оцените статью