Правильная техника чтения, и как этого достичь

Техника чтения рассматривается родителями, как показатель успеваемости на уроках чтения. Это не совсем так. Существуют и другие, не менее важные факторы, о которых мы и поговорим. Как правильно научить ребенка читать и что следует учитывать при обучении? Как избежать ошибок, мешающих читать хорошо?

Техника чтения рассматривается родителями, как показатель успеваемости на уроках чтения. Это не совсем так. Существуют и другие, не менее важные факторы, о которых мы и поговорим. Как правильно научить ребенка читать и что следует учитывать при обучении? Как избежать ошибок, мешающих читать хорошо?

Требования к технике чтения

В конце последней четверти первоклассник должен прочитывать на скорость от 30 до 40 слов. При этом в начале второго класса, эти показатели должны сохраниться. Поэтому, в конце лета желательно немного почитать – вспомнить буквы, пересказать, ответить на несколько вопросов.

Как правильно учить ребенка читать? Читательские навыки школьника должны соответствовать всем показателям, требуемым программой. Что имеется ввиду?

«Технические» ошибки

  • пропуск букв, их перестановка, лишние буквы (слоги или слова);
  • неверное ударение в двух и более словах;
  • монотонное чтение без всякого выражения.

Ошибки «качества» чтения

Ребенок:

  • не усваивает того, что прочитал;
  • не понимает вопросов;
  • не может логично пересказать содержание прочитанного;
  • не пользуется средствами выразительности (паузами, темпом, интонациями).

Динамические показатели

  • постепенный переход от послогового чтения к предложениям;
  • увеличение скорости;
  • насыщение речи средствами выразительности.

Как изменяются требования к обучению чтению в начальных классах

Начальные классы – это тот период, когда учатся именно технике чтения. Обучение чтению в игре, проверочные работы, ежеурочные тренировки – все это работает на результат и, при старании ученика, даетхорошую динамику.

1 класс

Первоклашка читает:

  • слогами;
  • с переходом к целым словам;
  • понимает текст.

2 класс

Второклассник может читать:

  • выразительно;
  • целыми словами;
  • «про себя»;
  • с пониманием текста.

3 класс

Третьеклассник способен прочесть:

  • текст целым словами;
  • поставить логическое ударение;
  • с выражением.

4 класс

Выпускник начальной школы воспринимает текст любой сложности, читает бегло и с выражением – «как взрослый».

В начале года контроль проводится для того, что бы учитель имел представление, с чего начать обучение ребенка чтению. А также что повторить, как планировать классные и домашние задания.

Простые приемы обучения скорочтению

Возможно, некоторые из предложенных ниже упражнений покажутся Вам забавными или необычными. Те мне менее, все они работают и приносят результат. Все задания игровые, они могут спокойно дополнять ежедневные уроки – ребенку будет интересно и полезно.

Методика Домана

Как научить ребёнка читать правильно и быстро? Теперь самое время воспользоваться методикой Домана! Когда малыш освоил беглое чтение словами, научите его запоминать и узнавать их цельное графическое изображение. При этом будет полезно узнавать слова вверх ногами, без гласных, разными шрифтами, с белой полосой, проведенной поперек слова по центру.

Поиск сокровищ

Эту игру можно сочетать с каким-либо праздником, или играть в любой другой день. Напишите школьнику записку, как найти следующее письмо. В конце «охоты» пусть его ждет какой-нибудь приятный пустячок.

Например:

шаг 1- иди по стрелкам
шаг 2 – загляни в шкаф (там тоже записка)
шаг 3 – отправляйся на кухню (записка)
шаг 4 – найди синюю кастрюлю в шкафу
шаг 5 – отправляйся в ванную и т.д. — до победного конца!

Осмысленное чтение

Как лучше научить ребенка читать? Попробуйте сочетать интересное и полезное. Во время просмотра диафильма, читайте слова автора по очереди – чадо и не устанет, и хорошенько позанимается.

Чтение «как в школе»

Купите несколько пар одинаковых книжек. Это должны быть простые сказки или рассказы. Возможно, Вы захотите распечатать что-то из классиков. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой писали прекрасные короткие сказки-притчи для детей.

Устраивайте совместное чтение, используя такие приемы:

  • чтение по ролям;
  • чтение по абзацам;
  • чтение цепочкой (по одному предложению каждый);
  • чтение со слежением (Вы читаете, а ребенок следит пальчиком).

После чтения обязательно обсуждайте прочитанное. Вызывайте ребенка на диалог, выслушивайте его мнение. Просите найти доказательства в тексте (начните с описания внешности героя или картины природы).

Техника чтения на дому

Проверяйте скорость и качество чтения дома. Вы узнаете, в чем слабые стороны Вашего школьника. А ребенок потренируется и подготовится психологически. Иногда просите почитать вслух просто так.

Смешное словечко

Как преодолеть трудности в обучении чтению, если малыш не понимает содержание текста? Возможно, он ставит неверные ударения. Для того, что бы научить ценить ударные слоги и различать их во время чтения, поиграйте в «Смешные слова». Попробуйте произнести слово, ставя ударение на все гласные по порядку. Будет очень весело!

Внимание! Согласные!

Эта забава не такая уж и легкая. Иногда язык маленького школьника затрудняется произносить какое-либо новое слово. Выпишите его для себя и попросите в течении дня повторить несколько раз, пока малыш к нему не привыкнет.

Чикачука – зоркий глаз

Напишите в строку несколько однотипных звуков: все гласные, или все согласные, мягкие или твердые, глухие или звонкие. В середине строки оставьте одну «чужую» – гласную среди согласных и т.д. Чикачука — зоркий глаз должен найти «чужестранца» как можно быстрее.

Догадайся и скажи

Напишите на листке несколько похожих слов:

кит – кот

рот – крот

мыло – мала

Мама – Маша

пусть школьник объяснит, в чем различие в смысле и написании этих слов.

Упражнение «Жалюзи»

Предложите следить за текстом, но не под строкой, а над ней. Вам пригодится белый лист, который будет надвигаться на прочитанное поле сверху. Эта игра поможет избавиться от желания вернуться взглядом к предыдущему тексту.

Стойкий солдатик

Цель упражнения – не сбиться во время чтения. Оно великолепно тренирует внимание и учит сосредотачиваться. Во время чтения иногда включайте музыку или телевизор. Ребенок научится не отвлекаться по пустякам, вдумываться в текст.

Тренировка артикуляции «Звуковой пулемет»

Как можно учить читать ребенка, который не может начать из-за трудностей в артикуляции? Дайте ученику задание – глубоко вдохнув, произнести на выдохе несколько согласных (доводим количество звуков до 15). В набор включают какие угодно фонемы, например:

Б, Ц, Д, Г, Ж, С, Ц, Р, Т, Н и т.д.

Стоп-читай

Во время чтения, остановите школьника по команде. Ребенок должен замереть, помолчать 2-3 секунды, оторвав взгляд от страницы и по сигналу вернуться к чтению, начав с того места, в котором он остановился.

Быстро-молча

Попросите чадо читать один абзац молча, но очень быстро. Следующий абзац читается вслух. В чем суть приема? Скорость, с которой ребенок читал молча, частично сохранится, и малыш будет читать быстро по инерции. Остальную часть книги читаем так же.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте – хороший прием, чтобы расширять поле зрения и развивать устойчивость внимания. Приготовьте несколько равносторонних листов, расчерченных на меньшие квадраты (стороной около 4см). Сделайте 4 таблицы с девятью квадратами (3 на 3), 4 с шестнадцатью (4 на 4), 4 с 25 квадратами (5 на 5). В разметке проставьте числа от 1 до 8 (от 1 до 16) в произвольном порядке. Первоклассник как можно быстрее называет числа по очереди, показывая числа указкой.

В центре таблицы поставьте зеленую точку диаметром 3-4мм. Во время упражнения, чадо должно смотреть на нее и взгляда не отводить.

Оцените статью