Техника чтения рассматривается родителями, как показатель успеваемости на уроках чтения. Это не совсем так. Существуют и другие, не менее важные факторы, о которых мы и поговорим. Как правильно научить ребенка читать и что следует учитывать при обучении? Как избежать ошибок, мешающих читать хорошо?
- Требования к технике чтения
- «Технические» ошибки
- Ошибки «качества» чтения
- Как изменяются требования к обучению чтению в начальных классах
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- Простые приемы обучения скорочтению
- Методика Домана
- Поиск сокровищ
- Осмысленное чтение
- Чтение «как в школе»
- Техника чтения на дому
- Смешное словечко
- Внимание! Согласные!
- Чикачука – зоркий глаз
- Догадайся и скажи
- Упражнение «Жалюзи»
- Стойкий солдатик
- Тренировка артикуляции «Звуковой пулемет»
- Стоп-читай
- Быстро-молча
- Таблицы Шульте
Требования к технике чтения
В конце последней четверти первоклассник должен прочитывать на скорость от 30 до 40 слов. При этом в начале второго класса, эти показатели должны сохраниться. Поэтому, в конце лета желательно немного почитать – вспомнить буквы, пересказать, ответить на несколько вопросов.
Как правильно учить ребенка читать? Читательские навыки школьника должны соответствовать всем показателям, требуемым программой. Что имеется ввиду?
«Технические» ошибки
- пропуск букв, их перестановка, лишние буквы (слоги или слова);
- неверное ударение в двух и более словах;
- монотонное чтение без всякого выражения.
Ошибки «качества» чтения
Ребенок:
- не усваивает того, что прочитал;
- не понимает вопросов;
- не может логично пересказать содержание прочитанного;
- не пользуется средствами выразительности (паузами, темпом, интонациями).
Динамические показатели
- постепенный переход от послогового чтения к предложениям;
- увеличение скорости;
- насыщение речи средствами выразительности.
Как изменяются требования к обучению чтению в начальных классах
Начальные классы – это тот период, когда учатся именно технике чтения. Обучение чтению в игре, проверочные работы, ежеурочные тренировки – все это работает на результат и, при старании ученика, даетхорошую динамику.
1 класс
Первоклашка читает:
- слогами;
- с переходом к целым словам;
- понимает текст.
2 класс
Второклассник может читать:
- выразительно;
- целыми словами;
- «про себя»;
- с пониманием текста.
3 класс
Третьеклассник способен прочесть:
- текст целым словами;
- поставить логическое ударение;
- с выражением.
4 класс
Выпускник начальной школы воспринимает текст любой сложности, читает бегло и с выражением – «как взрослый».
В начале года контроль проводится для того, что бы учитель имел представление, с чего начать обучение ребенка чтению. А также что повторить, как планировать классные и домашние задания.
Простые приемы обучения скорочтению
Возможно, некоторые из предложенных ниже упражнений покажутся Вам забавными или необычными. Те мне менее, все они работают и приносят результат. Все задания игровые, они могут спокойно дополнять ежедневные уроки – ребенку будет интересно и полезно.
Методика Домана
Как научить ребёнка читать правильно и быстро? Теперь самое время воспользоваться методикой Домана! Когда малыш освоил беглое чтение словами, научите его запоминать и узнавать их цельное графическое изображение. При этом будет полезно узнавать слова вверх ногами, без гласных, разными шрифтами, с белой полосой, проведенной поперек слова по центру.
Поиск сокровищ
Эту игру можно сочетать с каким-либо праздником, или играть в любой другой день. Напишите школьнику записку, как найти следующее письмо. В конце «охоты» пусть его ждет какой-нибудь приятный пустячок.
Например:
шаг 1- иди по стрелкам
шаг 2 – загляни в шкаф (там тоже записка)
шаг 3 – отправляйся на кухню (записка)
шаг 4 – найди синюю кастрюлю в шкафу
шаг 5 – отправляйся в ванную и т.д. — до победного конца!
Осмысленное чтение
Как лучше научить ребенка читать? Попробуйте сочетать интересное и полезное. Во время просмотра диафильма, читайте слова автора по очереди – чадо и не устанет, и хорошенько позанимается.
Чтение «как в школе»
Купите несколько пар одинаковых книжек. Это должны быть простые сказки или рассказы. Возможно, Вы захотите распечатать что-то из классиков. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой писали прекрасные короткие сказки-притчи для детей.
Устраивайте совместное чтение, используя такие приемы:
- чтение по ролям;
- чтение по абзацам;
- чтение цепочкой (по одному предложению каждый);
- чтение со слежением (Вы читаете, а ребенок следит пальчиком).
После чтения обязательно обсуждайте прочитанное. Вызывайте ребенка на диалог, выслушивайте его мнение. Просите найти доказательства в тексте (начните с описания внешности героя или картины природы).
Техника чтения на дому
Проверяйте скорость и качество чтения дома. Вы узнаете, в чем слабые стороны Вашего школьника. А ребенок потренируется и подготовится психологически. Иногда просите почитать вслух просто так.
Смешное словечко
Как преодолеть трудности в обучении чтению, если малыш не понимает содержание текста? Возможно, он ставит неверные ударения. Для того, что бы научить ценить ударные слоги и различать их во время чтения, поиграйте в «Смешные слова». Попробуйте произнести слово, ставя ударение на все гласные по порядку. Будет очень весело!
Внимание! Согласные!
Эта забава не такая уж и легкая. Иногда язык маленького школьника затрудняется произносить какое-либо новое слово. Выпишите его для себя и попросите в течении дня повторить несколько раз, пока малыш к нему не привыкнет.
Чикачука – зоркий глаз
Напишите в строку несколько однотипных звуков: все гласные, или все согласные, мягкие или твердые, глухие или звонкие. В середине строки оставьте одну «чужую» – гласную среди согласных и т.д. Чикачука — зоркий глаз должен найти «чужестранца» как можно быстрее.
Догадайся и скажи
Напишите на листке несколько похожих слов:
кит – кот
рот – крот
мыло – мала
Мама – Маша
пусть школьник объяснит, в чем различие в смысле и написании этих слов.
Упражнение «Жалюзи»
Предложите следить за текстом, но не под строкой, а над ней. Вам пригодится белый лист, который будет надвигаться на прочитанное поле сверху. Эта игра поможет избавиться от желания вернуться взглядом к предыдущему тексту.
Стойкий солдатик
Цель упражнения – не сбиться во время чтения. Оно великолепно тренирует внимание и учит сосредотачиваться. Во время чтения иногда включайте музыку или телевизор. Ребенок научится не отвлекаться по пустякам, вдумываться в текст.
Тренировка артикуляции «Звуковой пулемет»
Как можно учить читать ребенка, который не может начать из-за трудностей в артикуляции? Дайте ученику задание – глубоко вдохнув, произнести на выдохе несколько согласных (доводим количество звуков до 15). В набор включают какие угодно фонемы, например:
Б, Ц, Д, Г, Ж, С, Ц, Р, Т, Н и т.д.
Стоп-читай
Во время чтения, остановите школьника по команде. Ребенок должен замереть, помолчать 2-3 секунды, оторвав взгляд от страницы и по сигналу вернуться к чтению, начав с того места, в котором он остановился.
Быстро-молча
Попросите чадо читать один абзац молча, но очень быстро. Следующий абзац читается вслух. В чем суть приема? Скорость, с которой ребенок читал молча, частично сохранится, и малыш будет читать быстро по инерции. Остальную часть книги читаем так же.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте – хороший прием, чтобы расширять поле зрения и развивать устойчивость внимания. Приготовьте несколько равносторонних листов, расчерченных на меньшие квадраты (стороной около 4см). Сделайте 4 таблицы с девятью квадратами (3 на 3), 4 с шестнадцатью (4 на 4), 4 с 25 квадратами (5 на 5). В разметке проставьте числа от 1 до 8 (от 1 до 16) в произвольном порядке. Первоклассник как можно быстрее называет числа по очереди, показывая числа указкой.
В центре таблицы поставьте зеленую точку диаметром 3-4мм. Во время упражнения, чадо должно смотреть на нее и взгляда не отводить.