В отличие от уроков письма, занятия математикой могут проводить родители. При обучении математике ошибиться невозможно, или почти невозможно. Математический счет – это увлекательная игра. Но для некоторых малышей она может оказаться трудной. Как быстро научить ребенка считать и помочь ему усвоить азы математики «между делом», не усаживая его за скучный ученический стол?
Немного позже может быть …поздно – своевременность в обучении счету
Замечательную мысль высказал автор методики, о которой мы сегодня поговорим. Опытный педагог, Сергей Поляков говорит, что обучение детей желательно начинать тогда, когда ребенок впервые заметил цифры, буквы, книги. Именно тогда, когда детская душа горит желанием научиться, его берут за руку и ведут в желанный мир науки. Если же потребность учиться угасает, родителям приходится заниматься мотивацией – уговаривать, заинтересовывать, поощрять, и только потом – учить.
Методика обучения счету М. Полякова основана на целостности детского мышления. Автор советует оставить прибавление и вычитание по одной единице, и научить малыша действовать целыми числами – вычитать и прибавлять сразу по 3, по 5, по 6 и так далее. Как вы думаете, где будет сосчитано быстрее: 3+1+1+1+1, или: 3+4? Ответ очевиден каждому…
В методике Полякова задействованы сразу два вида памяти: зрительная и тактильная. Кроме того, занятия строятся на динамичных приемах и действиях с цифровыми кубиками. В поляковских играх могут участвовать сразу несколько учеников (но не более трех). Так даже лучше – глядя, как успевают его товарищи, малыш, не задумываясь, возьмется за самую сложную задачу и …решит ее!
По мнению педагога, научить ребёнка считать можно очень быстро. Один из самых вредных и нецелесообразных математических приемов по его мнению – счет по пальцам. Сюда же можно отнести счетные палочки, счеты, счет по линейке – все те приспособления, суть которых – прибавление и отнимание по одному.
Обучение счету «по Полякову», методические рекомендации
Математические занятия у Полякова длятся всего 10-20 минут, и автор советует не останавливаться только на счете. Он уверен, что математика, подготовка к письму и уроки чтения прекрасно дополняют друг друга.
Обучение «по Полякову» начинается с запоминания счета до 10. Это – основа занятий. Тренировки осуществляются в быту, во время игр, еды, прогулок – везде, где есть несколько предметов, которые можно пересчитывать. Кроме того, дошкольник должен на интуитивном уровне понять, что значит «больше» и «меньше» по количеству.
Обучение быстрому счету сочетается с игрой специальными кубиками. Их легко изготовить дома. Грани сторон по 20мм. Однако для эффективной работы стоит учитывать возраст ученика. Чем младше карапуз, тем большего размера должны быть кубы. К кубикам прилагаются прямоугольные картонные фишки с цифрами и коробочки с гнездами под кубы. Гнезда располагаются в линию. Для начала достаточно 5 кубиков.
Суть методы заключается в том, что малыш запоминает конфигурацию числа, которое у Полякова выглядит, как кубики и пустые клетки. Успешность метода обеспечивает упорядоченное расположение предметов в ряд. Тогда как на обычных домашних занятиях и в книгах счетный материал зачастую расположен произвольно – как получится.
Этапы обучения быстросчету по Полякову
- Выясните, сколько кубиков, не считая, способен определить ребенок. Начните занятия с двух кубиков. Приставляйте и убирайте их разными способами, чтобы ребенок усвоил состав числа 2. При этом сочетайте игру с цифровой фишкой.
- Когда малыш научится узнавать число «два» взглядом, без пересчета, переходим к числу 3 – и так далее.
- После того, как маленький ученик запомнит несколько цифр, попросите угадать названное число и выбрать необходимую фишку. Узнавание происходит в быстром темпе, что бы интерес к занятию не падал.
- Когда вы придете к изучению четных чисел, введите такое задание, как «поделить кубики поровну». Будет отлично, если малыш решит головоломку сам.
- Решение примеров происходит с помощью тех же кубиков и сказочных персонажей, которые то прячутся, то появляются, то убегают. Излюбленные герои Полякова — гномы. Прежде, чем показать результат в счетной коробке, попросите чадо сказать, сколько осталось (стало). Вы можете использовать своего героя – принцессу, супергероя, ожившие машинки, говорящие чашки.
- Когда малыш начнет отвечать на вопросы без пересчета, это и будет достижением желанной цели.
Таким образом, проблему, как быстро научить ребёнка считать, педагог реализует через действия с кубами, выстроенными в ряд.
Автор этой простой и динамичной методы формирует зрительный образ числа, основанный на количестве однотипных предметов и доведенном до автоматизма узнавании количества без пересчета.
Как мы уже отмечали, математика – это задача со многими способами решения одной цели. А именно — научить малыша считать качественно. Возможно, Вам понравится именно метода Сергея Полякова. Главное, что бы ребенку было интересно, и он усвоит даже интегралы в придачу с теоремой Пифагора!