Большинство детей 4 лет посещают детский сад. Это дает родителям основание сократить домашние занятия. Они делают большую ошибку — нельзя рассчитывать, что воспитатель успеет донести необходимые знания до всех детишек в группе. Развитие ребенка в 4 года по-прежнему во многом зависит от пап и мам. Что должен знать четырехлетний карапуз и как заниматься с ним правильно?
Логика
Четыре года – возраст, идеальный для развития логики и других процессов мышления. Способность мыслить логически отличается тем, что основывается исключительно на знаниях и интеллекте человека. Следовательно, логику можно (и необходимо!) развивать. Каковы нормы развития ребенка в 4 года относительно логического мышления? Малыш должен уметь:
- называть, чем предметы похожи и чем отличаются;
- собирать разрезную картинку из 4 фрагментов;
- сосредотачиваться на задании в течении 5 минут;
- собирать пирамиды, сортеры, вкладыши;
- называть группу предметов одним словом;
- находить ошибку в рисунке;
- подбирать антонимы.
Сравнение
В развитие ребенка 4 лет обязательно должны входить игры на сравнение. Это могут быть как устные вопросы, так и игры с картинками и предметами.
- Попросите дошкольника выделить общие и отличные черты предметов или явлений. Пример: кошка и цыпленок, общее: есть голова, глаза, рот, лапы, хвост; отличия: у кошки 4 лапы, у цыпленка 2, зубы и клюв, у кошки усы, у цыпленка крылья, шерсть и пух, «мяу» и «пи-пи-пи». Эту игру можно «взять» с собой в дорогу, она очень забавна. Развитие ребенка от 3 до 4 лет позволяет справиться с задачей без особой подготовки.
- Найди лишний предмет и объясни, почему. Пример: на столе карточки (слон, жираф, бегемот и журавль), лишний журавль, потому что он птица.
Анализ и синтез
Способность разложить свойства предмета по полочкам – это операция анализа, а сделать надлежащий вывод, обобщить сведения – синтеза.
- «Угадай, о чем я думаю» – суть задания в том, что малыш должен назвать предмет по его признакам. Начинайте с хорошо знакомых явлений. Пример: «серый, большой, имеет хобот» (слон); «мокрый, мелкий, капает» (дождь).
- «Закончи предложение» – необходимо обобщить понятия. Развитие ребенка в 3-4 года таково, что эта игра может показаться сначала сложноватой. Но по мере тренировок, малыш поймет и полюбит ее.
Пример: лошадь и собака – это… (животные, домашние животные); стул и диван – это… (мебель).
Абстрагирование
Это крайне сложная для детского развития операция, в 4 года выполнить ее дошкольнику непросто. Суть абстрагирования в том, что нужно оценить отдельные необходимые свойства предмета в уме. Игры для развития абстрактного мышления проводятся без наглядности (рисунков, предметов и т.д.)
- «Назови общий признак». Пример: что общего между апельсином и морковкой? – цвет, они оранжевые.
- «Назови лишнее слово». Пример: трамвай, вертолет, корабль, колесо.
Конкретизация и обобщение
Способность человека выделять основной признак группы предметов без опоры на картинку или предмет называется обобщением. Конкретизация – пример, частный случай, выделенный из общего перечня признаков. Следует помнить, что развитие ребёнка в 4 года очень далеко от понимания процессов конкретизации и обобщения. Особенно, если учесть, что в их основе лежит абстрагирование. Поэтому игры должны быть самыми простыми и увлекательными.
- «Назови одним словом». Пример: яблоко, груша, слива, вишня – это фрукты.
- «Приведи пример» – необходимо назвать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком. Пример: назови все предметы, которые похожи на круг (часы, хлеб, солнце, тарелка и т.д.)
Как видите, большое значение имеет речевое развитие детей 3-4 лет. Однако, в процессе игры, словарный актив ребенка можно пополнять и притом весьма качественно.
Развитие речи
Какие требования к развитию речи четырехлетки существуют?
- активный словарь ребенка состоит более чем из 1000 слов;
- малыш строит предложения из 6-8 слов;
- развитие ребенка 4 года жизни таково, что его речь понимают не только родные, но и посторонние люди;
- он знает части тела и особенности строения тела человека и популярных животных;
- употребляет множественное число прилагательных правильно;
- находит предмет по его описанию;
- знает несколько стихов, пересказывает сказки;
- называет несколько профессий;
- употребляет предлоги правильно;
- поддерживает беседу, отвечает на вопросы.
Прежде, чем приступить к развивающим и обучающим занятиям, обязательно учтите особенности развития детей 3-4 лет. Знание цифр, букв, умение считать – ничто, если малыш не умеет пользоваться этими знаниями, а в их основе лежит не логика, а механическая зубрежка.
Математика
Математика и логика всегда стоят рядом. Большинство математических операций развивают логику. С другой стороны, более сложные из них без умения мыслить логически невозможны. Психическое развитие ребенка в 4 года на достаточно высоком уровне, поэтому родители вправе ждать таких навыков:
- малыш определяет положение предмета в пространстве (за, над, под, у, в, посредине, справа, слева);
- знает названия основных геометрических фигур;
- считает до 10;
- оперирует цифрами от 1 до 3;
- умеет сравнивать количество предметов (больше, меньше, поровну) и их размеры.
Математические понятия наиболее эффективно усваиваются в игре. Вот несколько замечательных приемов для изучения математики.
- Подбрасывать мяч вверх, считая до 10 и обратно.
- Выучите ритмичный стишок для запоминания обратного счета: 10, 9, 8 (пауза), 7, 6, 5 (пауза), 4, 3, 2 (пауза), один!
- Усвоить состава числа поможет игра «Прятки со счетным материалом».
Пример: отсчитать 3 предмета, попросить ребенка закрыть глаза и прикрыть один из предметов листом бумаги. Сколько предметов спряталось? Сколько осталось? Сколько было вместе?
- Изготовьте сенсорные цифры – наклейте на картон силуэты цифр, вырезанные из разных материалов (шелк, бархат, шерсть, бумага, губка и т.д.). Как вариант – прорежьте силуэт цифры в виде рамки и закрепите фактурный материал с изнанки.
Математика может быть веселой и простой – фантазируйте!
Сенсорные эталоны
Сенсорное развитие детей 3, 4 и далее лет – это формирование в восприятии и памяти ребенка образцов для сравнения. Сенсорными эталонами могут быть цвет, форма, вес, высоты звука, размер, вкус, температура и так далее.
- Эталоны формы формируются посредством изучения плоских и объемных фигур. Дети очень хорошо запоминают свойства основных и более сложных фигур.
- Эталоны цвета – это семь цветов радуги (спектра). Помните считалку про охотников и фазанов? – Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Первые буквы соответствуют названиям основных цветов (красный, желтый, зеленый и т.д.)
- Эталоны величины – умение сравнивать предметы по их размеру (большой, маленький и самый маленький; или большой, средний, маленький).
- Тактильные эталоны – память о том, какие тактильные ощущения вызывает тот или иной предмет (холодный — горячий: лед и горячая чашка; мягкий – твердый: вата и камень; гладкий – шершавый: шелк и бархат и т.д.)
- Обонятельные эталоны – память на знакомые запахи.
Психологическое развитие ребенка в 4 года таково, что многие из предложенных заданий окажутся я ему не под силу. Но это не повод отказываться от занятий. Напротив, трудности – это показатель того, чему стоит уделить особое внимание.