Дети от 4 до 5 лет посещают среднюю группу детского сада. Они изучают азы математики и родной речи. Большинство спортивных, танцевальных, творческих и развивающих детских клубов открыты для детишек от 4 лет. Это говорит о том, что четырехлетка достаточно самостоятельный и ответственный для того, чтобы относиться к учебе серьезно. Что должен уметь ребенок в 4 года?
Тонкая моторика
Можно смело утверждать, что мелкая моторика – показатель общего развития ребенка. Малыш, с которым занимаются родители, имеет ловкие послушные пальчики. А ребенок, к развитию которого относятся небрежно, с трудом держит ручку, неловок в играх, не интересуется раскрасками и конструкторами и, как результат, – его интеллект ниже, чем у сверстников. Итак, ребенок в 4 года должен уметь:
- играть с небольшими волчками;
- показывать по очереди указательный, указательный и средний пальцы;
- застегивать «молнии», крючки, пуговицы;
- делать бусы из крупных бусин, пуговиц;
- вязать узелки на толстой бечевке;
- проводить линии по образцу (рисование);
- штриховать ровно, в одном направлении, соблюдая контур;
- различать правую и левую руки.
Активный малыш
Вопрос «Что умеет ребенок в 4 года?» в некоторой степени теряет свою актуальность, потому что малыш уже освоил все те двигательные навыки, что и взрослый человек. Другое дело, что он не так ловок, силен и быстр, как старшие.
Между тем, для ребенка-четырехлетки крайне важно получить доказательства своего физического превосходства над товарищами, или, по крайней мере, равенства. Малыш уже отлично бегает, но сможет ли он обогнать Митю? Или он уверенно висит на турнике, но вот провисит ли он дольше Маши? Дитя постоянно придумывает для себя испытания на силу и ловкость. И если он проиграл, очень переживает.
Что должен уметь делать ребенок в 4 года? Если ваш малыш действительно неловок, подберите для него спортивную или танцевальную секцию. Особенно актуальны дополнительные занятия для детей с лишним весом, повышенной тревожностью, неуверенностью, физическими (речевыми) недостатками, поведенческими особенностями, предпосылками к гиперактивности. Не бойтесь на время пожертвовать английским языком и курсами раннего развития. Ведь душевный дискомфорт способен напрочь лишить ребенка желания и способности учиться.
Физические реакции четырехлетки прочно связаны с его эмоциональной жизнью. Ребёнок в 4 года еще не знает, что он должен быть сдержанным, он не умеет быть корректным. Более того, малыш считает, что он ведет себя как взрослый. В свою очередь, папы и мамы бывают шокированы бурными чувствами чада. Вот он радуется до оглушительного визга, а вот злится так, что валится на пол, швыряет игрушки, дико кричит. Как вести себя испуганным и озадаченным родителям? Накричать и потребовать прекратить? Отшлепать? Отправить в угол?
Психологи советуют быть с ребенком рядом – в прямом и переносном смысле. А именно – сочувствовать ему, сопереживать, давать понять, что он тоже имеет право на эмоции. Поиграйте в «театр». Предложите малышу изобразить различные ситуации: злую старушку, грустного зайчика, сердитого дворника, плачущую девочку… Примерив разные эмоции, ребенок 3-4 лет должен будет понять, как и на что реагировать в повседневной жизни, ему будет легче уметь владеть собой в острых обстоятельствах.
Безопасность окружающего мира
Четырехлетка – редкий непоседа. И наша обязанность – оградить малыша от опасных ситуаций. Это не значит, что нужно постоянно быть начеку. Ничего страшного, если речь идет об обычной шишке или царапине. Позволяйте чаду играть самому, разрешите решать, чем и как заниматься.
Папы и мамы должны быть настороже, если другие дети поддразнивают малыша — ребенок к 4 годам не умеет оценивать ситуацию адекватно и способен совершить безрассудный поступок, если над ним смеются. Следите за дорогой. Четырехлетка быстро усваивает правила перехода улицы. Но он не понимает, что машина движется слишком быстро, а намерения водителя непредсказуемы. Да и сами дети ведут себя импульсивно: выбегают на дорогу за мячиком, шалят прямо на проезжей части…
Бытовые приборы и различные приспособления часто бывают причиной серьезных травм. Известно, что дети в 4 года только начинают познавать свое тело, они не умеют оценивать опасность механических и электрических приборов, это должны делать за них родители. Лучше всего, если домашняя техника будет попросту недоступна.
Ребенок-приключение, ребенок-непоседа
А что делать родителям, чей малыш постоянно попадает в истории? Он словно магнитный, притягивает шишки, разбитые стекла, рваные штаны. Почему так происходит? Отчасти, из-за пониженного чувства опасности. Ребенок, которого слишком опекают и не дают возможности совершать маленькие ошибки, не получает опыта, перерастающего в предчувствие опасности и интуицию. Чрезмерной заботой и тревожностью заражены чаще мамы. Другая крайность – поощрение «ковбойских» выходок (прыжков с забора, штурма опасных деревьев, гонок на велосипедах по шоссе). Такое поведение типично для некоторых отцов.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года, чтобы не стать магнитом для неприятностей? Причин не так уж много. И речь идет не о «карме», а о психологических особенностях семьи. Ребенок, который болен неврозом, или маминой тревожностью, уходит в свои внутренние переживания слишком глубоко. Такое состояние не дает малышу сосредоточиться, отвлекает его от происходящего.
Мамы и папы должны найти компромисс между тревогой и доверием к сыну или дочери. Позвольте детенышу копить отрицательный опыт, ведь Вы не всегда будете рядом. В тоже время, не давайте понять, что он молодчина-ребенок, раз не побоялся прыгнуть через костер или стукнуть палкой большую собаку. Сдержанное осуждение и недоумение – единственно возможная реакция.
Самостоятельность
Навыки самообслуживания детей 3-4 лет уже почти полностью сформированы. Чтобы Ваш малыш вызывал только положительные эмоции, обучите его всему, что еще не успели. Умеет ли ребенок аккуратно есть? Пользоваться туалетом? Быть деликатным, выражая свои просьбы? Возраст карапуза вполне позволяет формировать поведенческие навыки ребенка в 4 года. На чем следует остановиться? Это:
- эстетичное поведение за столом;
- культурное поведение в гостях;
- культура беседы и слушания;
- корректное и справедливое поведение в детском коллективе и на занятиях.
Итак, четырехлетка довольно взрослый, чтобы активно заниматься. Но он недостаточно велик, чтобы оставаться безнадзорным на улице и дома.