Родителям пятилетнего ребенка кажется, что их малыш умеет все или почти все. Тем не менее, он отличается от своих старших товарищей. Что должен уметь ребенок в 5 лет, и каковы его возрастные особенности? На что следует обратить внимание родителям?
Общие характеристики пятилетнего ребенка
Пятилетний малыш ходит в среднюю или старшую группу детсада. Он уже готовится к школе – воспитатели начинают обучать звуковому анализу слов, буквам, цифрам, продолжают наращивать интеллектуальный потенциал. Пять лет – это прекрасный возраст для того, чтобы начать занятия у логопеда. Более того, коррекция речи уже необходима, ведь мы имеем дело с будущим школьником.
Физическая активность ребенка 5 лет
Пятилетний ребенок очень активен. Он прямо-таки нуждается в том, чтобы бегать, прыгать, лазать, ходить, догонять. Родители не должны смущаться, если у них растет маленький непоседа. Дома, на детской площадке, в парке и на пляже необходимо организовывать занятия пятилетки так, что бы они приносили пользу и вырабатывали силу воли и сознательность поведения.
В 5 лет ребенок умеет вот что:
- забираться вверх, и не только по шведской стенке;
- кувыркаться через голову назад;
- раскачиваться, повиснув на турнике;
- перепрыгивать с одного места на другое;
- подхватывать мячик обеими руками;
- бить по движущемуся мячу ногой и попадать по нему;
- некоторые детишки пытаются вести мяч одной рукой;
- передвигаться задом наперед по узкой доске (около 10 см);
- бить ракеткой по мячу, удерживая ее двумя руками;
- запросто кататься на велосипеде;
- аккуратно есть вилкой, ложкой и даже ножом;
- довольно успешно перерисовывать фигуры (квадраты, овалы, треугольники).
Спортивные достижения пятилетки
Многие дети 5 лет начинают посещать спортивные секции. Родители могут заниматься с детьми дополнительно. Ознакомьтесь, что должен знать и уметь ребенок в 5 лет– это поможет Вам планировать занятия правильно. Итак, пятилетка умеет:
- на ходу или (на бегу) остановиться по команде и принять определенное положение (встать на одну ногу, присесть, сделать «ласточку»);
- ходить с перешагиванием бечевки, натянутой на высоте 20-25 см;
- пройти по мостику (между начерченными линиями на расстоянии 15 см друг от друга);
- ходить по бечевке длиной около 8-10м, выложенной прямо, по кругу, спиралями;
- ходить по бревну: от начала до конца, до середины и вернуться, боком приставным шагом, по наклонной доске вверх и вниз.
Мы, родители, должны уметь организовывать активный отдых ребенка 4-5 лет так, что это будет и полезно, и занимательно. Все перечисленные навыки легко адаптировать к любой ситуации: прогулке во дворе, в лесу, на пикнике. Достаточно оглянуться вокруг, и Вы увидите множество природных тренажеров – бревен, веток, камней, овражков и холмиков, и даже снежных сугробов.
Мальчишки и девчонки: особенности полов
Природа отнеслась к развитию мальчиков и девочек рационально и предусмотрительно. Мужчины идут вперед. Женщины отвечают за сохранность рода. Поэтому их организм более вынослив и менее подвержен генетическим и прочим изменениям. Мальчики, напротив, отвечают за прогресс. Они более активны и изменчивы. Это относится и к природным экспериментам. Ребята более девочек подвержены генетическим аномалиям, у них чаще встречаются:
- глухота;
- косоглазие;
- заикание;
- дислексия;
- алалия;
- нервно-психические нарушения, встречаются у мальчиков чаще примерно в 1,5-2 раза.
Психическое и эмоциональное развитие маленьких мальчиков и девочек заметно отличается. Соответственно, различны представления родителей о том, что должен уметь ребёнок в 5 лет. Так, мальчишек чаще ругают и наказывают. Речь их родителей более конкретна и безапелляционна. Мальчишки получают не просьбы, а приказы: подай, отнеси, сядь. Их реже ласкают, к ним проявляют меньше нежности.
Родители девочек нежнее и терпимее. Речь взрослых построена на эмоциях: люблю, нравишься, хорошо. Чувствительность малышек вынуждает пап и мам быть крайне деликатными. Дочерей чаще целуют и ласкают. Слух малышек не такой острый, как у мальчиков. Но зато девочки восприимчивее к шуму.
Физическое развитие мальчиков отличается более высокими показателями силовых и скоростных качеств. Тогда как у девочек лучше гибкость и координация. Мальчики получают в два раза больше травм. Среди мальчишеского племени чаще встречаются трудновоспитуемые. Родители обязаны учитывать, что должны уметь дети в 5 лет, и выбирать увлечение для малыша в соответствии с его физическими потребностями и возможностями.
Как играет пятилетка
В детском обществе решаются те же проблемы, что и во взрослом. Для «мужских» игр характерны грубые физические контакты: мальчики толкаются, борются, устраивают «свалки». Для мальчишеского общества присуща строгая иерархия. Мальчики агрессивны даже в эмоциях – они жестоко высмеивают неудачи других, насмешничают, дают обидные прозвища.
Что должен уметь активный ребенок к 5 годам? Мальчишеские игры отличаются конфликтностью. Маленькие мужчины ссорятся из-за игрушек и оспаривают лидерство. Им нравится выполнять главные роли в игре и для них это многое значит. Девочки напротив, лояльны и спокойно, они быстрее договариваются насчет сюжета игры и распределения ролей. Редко ссорятся из-за игрушек, не любят столкновений и толчков.
Для полноценного развития сыновьям необходима большая территория — чтобы бегать, метать предметы, устраивать военные действия. В отличии от девочек, забавы ребят связаны с использованием дальнего зрения. В альбомах они рисуют военную технику, фантастические объекты, вооруженных суперменов.
Что должен уметь делать ребенок в 5 лет? Девочки с удовольствием играют в спокойные ролевые игры и «помещаются» на маленькой территории. Они устраивают кукольные домики и рисуют прекрасных принцесс. Для счастья им необходим «сундучок с сокровищами» – лоскутками, бусинками, всякими интересными штучками. Девочки реже смеются. Они способны к сопереживанию, могут оказать помощь, позаботиться. Их шутки корректны, соперничество выражено в меньшей степени. Мальчикам нравится играть в одиночку, а девочки предпочитают компанию.
В среднем дошкольном возрасте определяющее значение приобретает социальная жизнь ребенка. Дети должны получить опыт полноценного общения – как положительного, так и негативного. Детская игра – некий тренинг взрослости для малыша.