Развитие шестилетки: подводим итоги дошкольного периода

В цикле статей, посвященных дошкольному возрасту, мы рассмотрели основные параметры развития детей. Наши читатели получили сведения о физических и психологических критериях взросления. Теперь Вы можете самостоятельно оценить здоровье своего малыша. Мы также рассказали о навыках, характерных для определенного возраста и играх, которые их развивают. Данная статья – итоговая. В ней описывается физиологическое развитие ребенка в 6 лет.

В цикле статей, посвященных дошкольному возрасту, мы рассмотрели основные параметры развития детей. Наши читатели получили сведения о физических и психологических критериях взросления. Теперь Вы можете самостоятельно оценить здоровье своего малыша. Мы также рассказали о навыках, характерных для определенного возраста и играх, которые их развивают. Данная статья – итоговая. В ней описывается физиологическое развитие ребенка в 6 лет.

Формула роста

До трех лет рост ребенка увеличивается неравномерно. Дошкольники растут плавно вплоть до «физиологического рывка» в эндокринной системе, который провоцирует «вытягивание» (в 4-5 лет у мальчиков и в 6 лет, если речь идет о развитии ребенка-девочки). Ниже Вы найдете формулу, которая позволит Вам высчитать рост малыша, каким он должен быть на данный момент:

  • до 4 лет: рост = 100см – 8(4 – n*)
  • после 4 лет: рост = 100см + 6(n* – 4)

Формула веса

Вес малыша увеличивается неравномерно. Более того, увеличение массы тела привязано к сезону. Зимой дети набирают килограммы быстрее, а летом медленнее. Рассчитать примерную массу можно так:
вес = 10,5кг + 2n*

Окружность головы

Развитие ребенка 5-6 лет отличают разные параметры, окружность головы – один из главных показателей.

  • до 5 лет: окружность = 50см – n*
  • после 5 лет: окружность = 50см – 0,6 (n*)

Окружность грудной клетки

Сделать расчет объема грудной клетки позволяет формула: объем = 63см – 1,5 (10 – n*).

Интересны общие тенденции возрастных особенностей развития детей 3, 4, 5 и 6 лет. Руки и ноги карапузов растут быстрее, чем туловище. К 6-7 годам длина тела удваивается, тогда, как длина рук увеличивается в 2,5 раза, а ног – в 3 раза и даже больше.

Зрение

До 5-6 лет большинство детишек страдают дальнозоркостью. Им трудно сосредоточиться на предметах, расположенных близко. К 4 годам малыш достигает достаточной остроты зрения. Теперь он может начинать обучаться чтению. К 5 годам ребенок воспринимает крупный шрифт, к 6 – более мелкий.

Слух

Особенности развития органов слуха у ребенка 6 лет, особенно у мальчиков, способствуют возникновение тяжелых отитов. Строение евстахиевой трубы  у некоторых детей делает среднее ухо практически незащищенным от инфекций. Отсюда закономерность: малейшая простуда = отит.

Острота слуха у шестилетки такая же, как и у взрослых.

Костная система

Около 6 лет прорезываются первые постоянные зубы. Рассчитать их примерное количество можно по формуле:

число постоянных зубов = 4n* – 20

Надо ли говорить, что от правильного строения артикуляционных органов (на которое влияют и зубы)  зависит развитие речи у детей 5-6 лет? Нарушения прикуса, кривые зубы и прочие индивидуальные особенности могут замедлить или даже нарушить способность выговаривать звуки правильно.

В дошкольном возрасте нельзя перегружать организм малыша тяжестями, чрезмерными или неправильными двигательными нагрузками (длительной ходьбой и сидением за столом, сном на мягкой кровати и т.д.) – все это чревато нарушениями осанки.

Мышцы шестилетки

Советы некоторых развивающих центров и авторов опережающих методик приступать к письму как можно раньше не только безосновательны, но и вредны. Посудите сами: развитие мышц рук движется от центра к периферии. То есть, сначала укрепляются плечи, после предплечья и только после 6 лет – кисти. Имеет ли смысл портить почерк ребенка, прививая ему  непосильные навыки, если  есть другие традиционные, но самые эффективные способы: раскрашивание, лепка, конструирование?

Двигательная активность

Уровень развития, которого достигают мышечная и костная системы ребенка 6 лет, дает дошкольнику возможность двигаться плавно и ритмично. Сначала улучшается крупная (грубая моторика), а потом мелкая (тонкая).

Начиная с 4 лет, связь «глаза – руки» прогрессирует. Малыш становится более ловким. Но его выносливость пока проигрывает, поэтому шестилетка быстро утомляется и стремиться изменять положение тела как можно чаще (мы, взрослые, замечаем, что он вертится, или «сидит как на шиле»).

Центральный «компьютер»

Психическое развитие ребенка в 6 лет уравнивает меланхоликов, сангвиников и флегматиков, временно превращая их всех в холериков. Это происходит потому, что в детском мозге процессы торможения (стоп-процессы) находятся в угнетенном положении, а возбуждение – в активном. То есть, ребенок потому кричит, шумит, обижается и агрессивничает, что ему трудно успокоиться – из-за особенностей деятельности ЦНС.

К пяти годам вес и размер детского мозга почти сравнивается с массой и размером мозга взрослого человека – до 90%. Устанавливаются взаимосвязи между правым и левым полушариями. До 5 лет идет активное формирование борозд и извилин мозга, степень развития которых обуславливает высокую или низкую успеваемость в учебе. Теперь Вы понимаете, насколько важно начать развивающие занятия как можно раньше!

Помните и о том, что научить дошкольника значительно легче, чем переучить. И это не красивая фраза, а проза жизни. Причина лежит в том, что мыслительные процессы дошкольника замедленны. Заветная мечта учителей – чтобы родители занимались с детьми правильно.

*n – количество лет ребенка

Оцените статью