Жизнь младенца начинается с громкого крика: «Я здесь! Я родился! Привет!». С какого момента звуки, издаваемые крохотным человечком, можно считать речью? Развитие речи детей раннего возраста и все вопросы, связанные с ним, приносят родителям много беспокойства. О чем должны знать папы и мамы карапуза, которому еще не исполнилось 2 лет?
Речевое развитие ребенка до года — первые 5 месяцев
Развитие речи ребенка начинается с первых недель его маленькой жизни. Лежа на пеленальном столике, новорожденный прислушивается к звукам, которые наполняют мир. Проходит несколько недель, и Ваш сын или дочурка замечает, что голос матери отличается от остальных звуков. Ребенок принимается искать глазами, откуда раздается голос. Материнский голос – самый желанный для ребенка звук.
Развитие речи в раннем возрасте начинается с общения – гуления, улыбки, криков радости в ответ на Вашу улыбку и ласковые слова. Интересно, что наиболее охотно малыш отвечает на приветливую речь, обращенную к нему. Ребенок, чьи родители разговаривают с крохой часто, впоследствии и сам становится говорунишкой.
Интересно, что только родительский голос вызывает у малыша желание «поговорить». Поэтому, общаясь, мы развиваем речь ребенка очень активно. Бывает, что родители не могут преодолеть барьер стеснительности. Некоторые папы и мамы испытывают неловкость, разговаривая с крохой, особенно, если в комнате есть другие люди! Или же они считают, что общение с младенцем, который все равно ничего не понимает, необязательно. Речевое развитие у таких обделенных общением крох происходит медленно и спонтанно.
Формирование речи малыша активизируется и благодаря стремлению подражать движениям мышц лица родителей, когда они говорят (артикуляционного аппарата). Поскольку зрение ребенка еще не совершенно, мамочки стараются наклониться, чтобы малыш мог хорошенько разглядеть, как мама ему улыбается и как кроха ей приятен.
Развитие речи в 3-4 месяца
Возраст 3-4 месяцев – период активного гуления. Малыш на все лады тянет гласные «[а-а]и [о-о]. Особенности строения артикуляционного (речевого) аппарата таковы, что вслед за[а]и [о] кроха осваивает [м, п, б]. Частенько, на радость маме, у сынули или дочурки вырывается [м-м-а-а-м-м-а-а], хотя к осознанному произношению это пока не имеет никакого отношения – просто ребенку удобно произносить именно эти звуки.
Развитие речи у детей раннего возраста можно стимулировать. Для этого мама должна как можно чаще говорить: при одевании, купании, на прогулке, во время игры. Не думайте, что такому крохе неинтересны сказки. Укачивая любимца, рассказывайте ему простенькие сказочки с повторами, пойте песенки, читайте стихи. Понаблюдайте, и Вы заметите, что самые говорливые дети у тех мам и бабушек, которые постоянно разговаривают с ребенком!
Речь в 4-5 месяцев
Раннее развитие речи в 4-5 месяцев заключается в осваивании новых, более сложных, звуков. Как ни покажется кому-то странным, сюсюканье, которое очень нравится мамочкам, вместо того, чтобы упростить задачу малышу, напротив, усложняют ее.
Что такое «каляндас»? Или «мамоська»? – Это карандаш и мамочка. Слогов в «сюсюкательных» словах не стало меньше, поэтому, Вы, скорее, придумали какой-то диковинный язык, нежели помогли крохе усвоить новые понятия. Вместе с тем, существует такой термин, как «язык нянь».То есть, родителям вполне допустимо упрощать (но не корежить!) речь маленькими словами – киса, ляля, баба, ам…
Особенности развития речи детей раннего возраста (6-12 месяцев)
6-12 месяцев – период зарождения осознанной речи. Многие специалисты и почти все родители считают, что речевое развитие детей раннего возраста начинается с желания получить то, что они хотят. Но вспомните примеры Ваших знакомых малышей: что они сказали в первую очередь? — Вовсе не «пить» или «гулять», а слово, которое имеет для них какое-то особо положительное значение. Например, Ваш кроха обожает домашнюю собаку. Скорее всего, она и станет героем первого детского словечка: «ав!» — со смехом произнесет малыш.
Речь ребенка в 1 год уже богата адаптированными словами (хотя есть среди годовалых малышей и упрямые молчуны). Карапуз охотно выполняет Ваши простые поручения, находит взглядом недоступный предмет или поднимает доступную игрушку. Родители начинают волноваться и задаваться вопросом, сколько слов должен говорить ребенок в 1 год? Мюнхенская шкала развития детей называет такие показатели:
- с 12 до15 месяцев – 2 осознанных слова;
- с 12 до 16,5 месяцев – 3 осмысленных слова.
В иных источниках Вы увидите другие цифры – все это вполне допустимо, так как развитие речи ребенка в раннем возрасте — процесс индивидуальный и зависящий от многих причин, а методы исследования процессов развития младенческой речи не вполне совершенны.
Развитие речи у детей 2 лет
Полутора-двух-летний малыш совершает знаменательный прорыв в своей эволюции – он начинает осознанно говорить. Некоторые карапузы с каждым днем становятся все активнее, их словарный запас растет. Но есть и такие детишки, которые, совершив первый речевой подвиг, надолго замолкают. О первом варианте говорят поступательное развитие речи, а о втором – скачкообразное. Оба варианта – это норма, и родители должны это помнить.
Развитие речи у ребенка 2 лет характерно большим интересом к названиям явлений и предметов. Путешествуя по комнате, гуляя на улице, отправляясь в путь на машине, называйте крохе все, чем он заинтересовался. Например, в машине это могут быть: руль, сиденье, клаксон. Ничего, что большинство слов уйдут в пассив. Кроме речи, Вы будете развивать любознательность и интерес к окружающему миру, желание задавать вопросы и умение замечать что-то новое.
Особенности развития речи в раннем возрасте (да и в любом) таковы, что говорение активизирует мыслительные операции ребенка. Так, узнав название нескольких однотипных предметов (например, диван, стол и стул), малыш мысленно объединяет их в группу (это те большие штуки, которые стоят в комнате и которыми пользуются родители и я). Теперь карапуз способен узнавать предмет в любой ситуации: уточка стоит, лежит, плавает, но в любом случае это утка, его игрушка.
Особенности речевого развития детей раннего возраста состоят еще и в том, что малыш не обладает абстрактным мышлением. На первых порах, ребенок не в силах связать воедино реальный предмет и рисунок в книге. Именно поэтому так низок его интерес к иллюстрации – птичка на ветке и птичка в книге для малыша еще не связаны друг с другом. Родителям приходится не только читать книги, но и рассматривать картинки вместе с чадом – только после этого он поймет прямую связь между изображением и реальностью.
Познавательно-речевое развитие дошкольников
Общение и еще раз общение являются лучшим стимулом к усвоению речи. Даже не участвуя в разговоре, ребенок слушает и учится. Чтобы малыш воспринимал речь взрослых, необходим соучастник – человек, который будет слушать вместе с ребенком или говорить для него.
Развитие речи младших дошкольников возможно с помощью аудиодисков (песенки, сказки), видеозаписей. Нужно помнить, что сам ребенок ничего делать не начнет – слушайте вместе с ним, изображайте интерес, и кроха вскоре тоже научится слушать и слышать сам.
Развитие речи в 2 года заключается также в формировании фонематического слуха (умение различать отдельные звуки речи). Для этого родители играют в специальные игры, используют произведения детского фольклора. Совместные игры, поручения, дружба со сверстниками – это тоже огромный вклад в речевую копилку крохи.
Речевое развитие детей дошкольного возраста зависит от многих причин. Это и наследственность, и здоровье, и даже пол ребенка. Но главную роль выполняют все-таки родители и их общение с малышом – как, сколько и что они говорят своему карапузу.