Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Общая периодизация речевого развития ребенка

Детская речь начинается с лепета. Глядя в лицо матери, малыш пытается подражать ее улыбке, движению губ и языка. Посмотрите, как утрированно молодые женщины выражают свои эмоции. Они стараются выговаривать звуки четко и повторяют понравившиеся крохе звуки, приблизив свое лицо к кроватке.

Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего. Более того, с добросовестностью, достойной диктофона, карапузы воспроизводят целые диалоги родителей, которые вовсе  не предназначались для чужих ушей. Теперь Вы понимаете, откуда учителя и  воспитатели знают подробности Вашей личной жизни?

Вот как выглядят этапы развития речи у детей до 3 лет с точки зрения полноты словарного запаса:

  • 1 год – 10-12 слов
  • 2 года – 200-300 (50-400 –индивидуально)
  • 3 года – 1200-1500

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

Развитие речи детей 2-3 лет

Развитие речи ребенка в 2 года зависит от того, насколько сформирован фонематический слух малыша. Термин «фонематический слух» происходит от слова «фонема» (звук) и обозначает способность человека слышать и отличать отдельные звуки речи правильно (например, мИшка и мЫшка). Родители должны постоянно развивать фонематический слух дошкольника и школьника, ведь умение слушать и слышать – это основа хорошего произношения слов и даже грамотного письма.

В 1,5 года карапуз может правильно повторить слова из двух слогов. К 2-3 годам малышу поддаются трехсложные слова. Развитие речи у детей 2-3 лет выражается в умении повторять ритм слова, ударение, интонации. Интересно, что мальчики менее восприимчивы к эмоциональной окраске речи, тогда как малышки могут расплакаться, если в интонации мамы или папы появился хотя бы маленький намек на недовольство.

К трем годам человечек замечает ошибки в произношении других детей, замечает и поправляет. Помните забавный рассказ о мальчиках, которые не умели выговаривать слово «шишка»? Причем, карапуз вовсе не комплексует, если у него самого «хромает» часть звуков.

Развитие речи у детей 3 лет знаменуется умением отличать похожие слова, то есть кроха уже не принесет Вам мягкую киску вместо толстой книжки и не перепутает на картинке козу и косу.

Развитие речи детей 3-4 лет

В это период родители постоянно слышат комические переделки слов – гобилы (голуби), шапля (шапка), воришки (варежки). Не смотря на то, что трехлетка активно совершенствует свою речь, он допускает множество типичных ошибок:

  • перестановка слогов и звуков;
  • смягчение звуков;
  • пропуск звуков;
  • замена подобных звуков.

Развитие речи у детей 3-4 лет таково, что при попытке выговорить новый звук, малыш может произнести уже освоенный звук неправильно. То же относится к неблагоприятной окружающей обстановке (с ребенком не занимаются, в садиковской группе слишком много детей, ребенок подражает сверстникам с дефектами речи) и болезням ребенка. В семьях, где один из взрослых страдает логоневрозом (заикается) почти наверняка придется бороться с проблемами речи у ребенка. И причина вовсе не в наследственности, а в подражании меньшего члена семьи старшему.

Развитие речи у ребенка 3 лет характерно тем, что родной язык почти усвоен (на 90%). Ребенок прибавляет в свой словарик до 100 слов за месяц! К 4 годам маленький оратор может вполне правильно употреблять около 1500 слов.

Речевое развитие детей 3-4 лет отличается простотой предложений и предпочтением настоящего времени глаголов. Малыши этого возраста с трудом понимают предложения с пассивными конструкциями. Например, «Собаку взяла на руки мама» – малыш понимает так: «Собака взяла на руки маму». Речь трехлетки усложняется частицами НЕ и НИ. В 4 года ребенок уже умеет обобщать (стол, шкаф, стул и кресло – это мебель).

Развитие речи детей 4-5 лет

К 5 годам активный словарь малыша достигает около 2000 слов. Ребенок умнее не по дням, а по часам. Уже сейчас можно оценить его ученический потенциал. Вы удивляетесь его сообразительности и начинаете подозревать, что родили гения. Еще вчера он с трудом понимал названия знакомых предметов, а сегодня философствует, играя абстрактными понятиями — дружба, любовь, справедливость.

Развитие речи у детей 4-5 лет выражается в забавных играх со звуками, ударениями и рифмами. Переделывая слово на все лады, малыш удивляется новому звучанию давно знакомого слова, рифмует окончания, сочиняет свой язык.

Предложения усложняются. Теперь дошкольник свободно и правильно употребляет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, сложные предложения, задает вопросы-предвидения (Что будет, если…?). Речевое развитие детей 4-5 лет позволяет малышам познавать мир с точки зрения «Почему?»  — прекрасный возраст «почемучки», радующего родителей бесконечными вопросами, которые он придумывает прямо на ходу.

Развитие речи у детей 5-6 лет

Пятилетка – почти ас в произношении звуков. Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. Сейчас самое время обратиться к логопеду. Приближается школа, поэтому для 5-6 леток развитие речи — это работа над правильными звуками.

Помните, дорогие родители, что от правильности произношения зависит грамотность Вашего малыша и его социальная адаптация. Как ребенок говорит, так он и пишет. «Заговел», так «заговел», хотя учитель диктовал совсем другое – загорел. И еще — вспомните, как встречают в детском коллективе детишек, отличающихся от сверстников. Часто, даже слишком часто, такие невинные малыши становятся изгоями детского общества.

Словарный запас ребенка 6 лет – 4000 — 4500 слов, а пассивный – еще больше. Дошкольник старшего возраста употребляет антонимы, синонимы, определения. Он может объяснить пословицу, сочинить рассказ и описать картинку. Развитие речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от культуры речи в семье – начитанные родители смогут гордиться умненьким малышом. Тогда как папам и мамам, отпустившим педагогические вожжи, останется нарекать на детсад и школу.

Особенности развития речи дошкольников

Почему для человека – и маленького и большого так важно обладать грамотной, красивой речью? Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. Человеком, не освоившим речевую культуру, тяготятся сверстники, он с трудом учится и едва находит работу.

Задачи развития речи дошкольников тесно связаны с такими важными составляющими развития и жизни человека, как:

  • общение
  • мышление
  • интеллект
  • воображение
  • монологическая речь
  • диалогическая речь
  • эстетическое развитие

Специалисты – педагоги и логопеды — разделяют речь на два вида: диалогическая и монологическая.

Развитие диалогической речи дошкольников

Диалогическая речь – это не что иное, как общение двух и больше людей. С диалога (общения) начинается речь ребенка. Гуление в ответ на ласковое слово матери – это и есть первый в жизни крохи диалог.

Речь ребенка приобретает определенную форму диалога к старшему дошкольному возрасту. Дети с удовольствием общаются, придумывают сложные диалоги. Этапы развития речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста специалисты рассматривают как подготовительные к диалогической речи.

Основной метод развития диалогической речи – беседа. Беседа должна быть полезной и познавательной. О чем можно беседовать с дошкольником? Родителям и детям будет интересно обсудить прочитанную книгу и иллюстрацию,  мультипликационный или художественный фильм. Вопросы, связанные с жизненным опытом и знаниями детей, также очень популярны: животные, времена года,  поучительные истории, быт, праздники, планы на выходные…

Интересный и увлекательный метод развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста – театр. Театр может быть теневым, кукольным, пальчиковым, костюмированным. Подавая реплики друг другу, родители и дети будут вести веселый диалог.

Играйте с детьми в больницу, детский сад, дочки-матери, водителя пассажирского автобуса. В ролевой игре у каждого участника свое место, и это позволят  дошкольникам побывать в разных житейских ситуациях и поставить себя на место действующего героя.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь по своей структуре более сложна. Монолог – это рассказ от первого лица, в котором есть логическая связь, выразительность, главная мысль. Обучение монологической речи возможно с помощью таких заданий:

  • описание (явлений, предметов, характера, ситуаций);
  • повествование (динамичный рассказ о каком-либо событии);
  • рассуждение (логичное доказательство, ответ на вопросы типа: «Почему? Зачем? В чем смысл?»).
  • пересказ (изложение услышанного – сказки, рассказа, мультфильма). Очень удобно начинать обучение пересказу с помощью иллюстраций и наводящих вопросов.

Познавательно-речевое развитие детей

Развитие речи дошкольника с помощью игр, научных экспериментов, опытов – это прекрасный способ активизировать речь и пополнить словарный запас. Ребенок узнает что-то новое, до сих пор неведомое и увлекательное.

Дошкольник, который умеет ставить цель, задавать вопросы, искать ответы войдет в школьный мир гармонично и легко. С помощью простых и доступных предметов родители могут организовать познавательно — речевое развитие детей дошкольного возраста дома и на прогулках, это такие инструменты для детской научной деятельности, как: лупа, микроскоп, телескоп, магниты, разные сосуды, песок, глина, различная бумага, красители, медицинские препараты и материалы. Стоит немного подумать, и Вы изобретете сотни интересных опытов, которые порадуют и удивят малыша.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей

О роли, которую выполняют народные произведения для детей, невозможно переоценить. Сказки, загадки, скороговорки, пословицы, песенки, былины способны реализовать все учебные цели, касающиеся проблемы развития речи. Наш народ удивительным образом создал идеальные дидактические материалы, превзойти которые не удалось ни одному детскому автору. Понятность, запоминаемость, информативность, образность, красота слова – все это присуще фольклору. Не зря именно с фольклорных потешек начинается читательский путь человечка.

Роль языка и речи в развитии ребенка дошкольного возраста диктует родителям и педагогам установку на активное общение, познавательные беседы, игры и задания, пополняющие словарь ребенка и обучающие его правилам и законам родной речи.  Взрослые и ровесники – это та среда, которая формирует речь дошкольника и определяет его статус грамотного человека.

Оцените статью