Задержка речевого развития у дошкольников

Задержка речевого развития у детей дошкольного и даже школьного возраста – распространенная проблема, с которой сталкиваются все родители. Исключительно редко мы встречаем малыша, который произносит звуки правильно, умеет строить предложения и имеет большой запас слов. К счастью родителей и детей, дефекты речи поддаются исправлению. Какова роль родителей в логопедической работе с ребенком?

Задержка речевого развития у детей дошкольного и даже школьного возраста – распространенная проблема, с которой сталкиваются все родители. Исключительно редко мы встречаем малыша, который произносит звуки правильно, умеет строить предложения и имеет большой запас слов. К счастью родителей и детей, дефекты речи поддаются исправлению. Какова роль родителей в логопедической работе с ребенком?

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития имеет две основные причины: временные и патологические нарушения. Временные нарушения речи характерны для младших групп детского сада. Временные дефекты речи объясняются слабостью речевого аппарата (губ, языка и мягкого нёба) и речевого слуха. Если воспитатели и родители вместе помогают малышу, он постепенно выговаривается и его речь приходит в норму.

В младшем дошкольном возрасте уже можно заметить некоторые патологические нарушения детской речи. Отставание речевого развития патологического характера требует специального обследования и лечения у врача. Физиологические факторы, отрицательно влияющие на детскую речь, могут объясняться пониженным слухом, неправильным строением речевого аппарата (нарушения прикуса, строения зубного ряда, особенности мягкого нёба), нарушениями деятельности мозга.

К сожалению, провести качественную диагностику причины задержки речевого развития у дошкольников могут только специалисты: логопед (или дефектолог), отоларинголог, психолог, невролог, ортодонт. Если родители настроены на серьезный труд, то они могут самостоятельно изучить учебники по воспитанию правильной речи и, консультируясь с воспитателем, искоренять речевые дефекты у своего малыша. Воспитатели обследуют общее недоразвитие речи ребенка, проводят общие и индивидуальные занятия, дают рекомендации родителям.

Хочется обратить Ваше внимание вот на что. Многие родители перестали доверять врачам и стараются организовать лечение задержки речевого развития у детей на дому. В ход идут препараты, которые посоветовали подруги или даже приятельницы из социальных сетей. Бывает так, что проблема и вовсе игнорируется. Родителей можно понять – легче поверить словам: «И у нас так было, потом все прошло!», чем трудному диагнозу, воспринимаемому мамочками как приговор. Хотя вполне возможно (и даже очень вероятно!), что ребенок плохо говорит в 3 года, потому, что он копирует сюсюканье взрослых, в свою очередь, подражающих детской речи.

Принимая решение, от которого зависит будущее Вашего любимого малыша, помните, что:

  • Все семьи индивидуальны.
  • У каждого ребенка своя история внутриутробного периода, рождения и жизни.
  • Вовсе не факт, что «задержка речевого развития у детей – лечение у врача» – это та схема коррекции, которая потребуется Вашему карапузу. Может быть, крохе хватит занятий с воспитателем. Стоит ли тогда речевая проблема такого накала нервов, при котором мамочки доводят себя до плачевного состояния?

Задержка развития речи у детей разного возраста

Чтобы определить, на какой ступени развития стоит Ваш карапуз, мы обратимся к логопедической шкале дошкольника.Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста:

  • от 2 до 3 мес. – гуление (гласные звуки, изредка сочетаемые со звуком Г)
  • от 7 до 9 мес. – малыш лепечет, то есть – говорит повторяющиеся слоги
  • от 9 до 11 мес. – подражание родительской речи
  • от 11до 13 мес. – осмысленные слова из двух повторяющихся слогов (папа, кака, дядя)
  • от 2 до 3 лет – простые предложения

Задержка речевого развития у ребенка 2 лет: норма и патология

Часто родители жалуются, что ребенок плохо говорит в 2 года. Что же должен уметь двухлетний карапуз? Словарь ребенка состоит из 50 слов (минимум), он уверенно показывает до 5 частей тела. Ребенок способен выполнить просьбу, состоящую из 2 этапов: возьми мишку и положи его на стул. Дошкольник пользуется некоторыми местоимениями и правильно произносит звуки: П, Д, М, Б, В, Ф,  Т, Н, К, Х , Г.

Если ребенок не говорит в 2 года, это еще не причина для паники, но повод для врачебной консультации. Молчаливость малыша не считается патологией до 3-5 лет. Хотя, если Ваше родительское сердце подсказывает, что лучше показаться специалисту, — не медлите, посетите педиатра, который даст Вам направление на консультацию, если она вам нужна.
В 2,5 года ребенок активно использует местоимения я, мы, ты, может назвать две цифры по-порядку и понимает значение слова «один». Карапуз учится понимать глаголы и предлоги  в определенной ситуации. Он усваивает новые звуки З, С, Л.

Какие особенности поведения двухлетки должны насторожить родителей?

  • малыш не умеет выполнять двухэтапные просьбы (см. выше);
  • не может показать части тела, которые ему называет взрослый (до 5 названий);
  • рассматривая фотографии, не узнает родных;
  • не различает понятия «большой» и «маленький» в 2,5 года.

Задержка речи у детей-трехлеток

Активный словарь трехлетнего малыша достигает 200-1000 слов. Ребенок может строить предложения из 5-8 слов, оперирует множественным числом существительных и глаголов. Карапуз называет свое имя, пол, знает свой возраст. Трехлетка усвоил значение простых предлогов и понимает предложения, в которых они есть. Ему доступны некоторые союзы. Любознательный кроха интересуется, что значат новые слова.

Какие дефекты речи служат поводом, чтобы обратиться к врачу?

  • если ребенок не говорит в 3 года;
  • его речь способны понять только родные;
  • малыш не называет свое имя и фамилию;
  • не может показать самый большой предмет;
  • не владеет пересказом простых сказок и стишков.

В любом случае, наблюдается задержка речевого развития у детей 3 лет, или нет, в возрасте 2-3 лет, желателен визит к участковому логопеду. Даже если ребенок говорит для своей возрастной группы нормально, лучше убедиться, что у него все в порядке.

Задержка речевого развития у детей 4 лет

Четырехлетний малыш знает и употребляет 1500-2000 слов. В его речи встречаются сложные предложения. Он знаком с союзами (куда, сколько, что) и предлогами (по, до, после, вместо) и применяет их правильно. Ребенок уже понимает временные (когда?) понятия и пространственные (где?). Малыш усвоил звуки Ц, Щ, Ж, Ш, Ч. Если ребенок:

  • не говорит в 4 года,
  • не знает основных цветов;
  • не может рассказать даже самое простое стихотворение;
  • не может назвать предметы на иллюстрациях;
  • не отвечает на самые простые вопросы (Что это? Какой? Где?);
  • его речь понятна только родителям

— малышу необходима консультация и серьезное обследование.

Логопеды дружно уверяют, что все речевые недостатки исправимы. Но это справедливо только в том случае, если родители взялись за лечение вовремя. В том случае, если ребенок в 4 года плохо говорит, а Вы еще не задумались о том, как можно ему помочь, — у Вашего малыша есть все шансы пойти в школу с речевыми дефектами.

Речевое развитие от 5 до 7 лет

Активный словарь пятилетки состоит из 2500-3000 слов. Ребенок может обобщать предметы (мебель, животные, одежда), называет многие явления природы и мира людей. Почти все слова малыш произносит правильно (исключение – трудные слова, например, электростанция). Дошкольнику знакомы все части речи. Родной язык пятилетки правильный, четкий, грамотный. Задержка речевого развития у детей 5 лет выражается в плохом выговаривании звука Р.

Чтобы избежать подражания дошкольника картавым мультгероям, до 5 лет малыш должен смотреть только те мультфильмы, в которых учтены пожелания педагогов к речи действующих лиц.

К школе словарный запас увеличивается до 3500 слов. Ребенок понимает значение фразеологизмов, пословиц и употребляет их в речи. Мышление дошкольника развивается. Улучшается его память и речевая грамотность. Ребенок говорит как взрослый.

Итак, в Вашей семье имеет место  задержка в развитии речи у ребенка. Ваша главная и основная задача – общаться с малышом и общаться правильно, посетить врача, выяснить причину дефекта и устранять ее вместе с логопедом, воспитателями и дома, самостоятельно.

Оцените статью