Психическое развитие годовалого ребенка в вопросах и ответах

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

В раннем возрасте в психике ребенка закладывается основа для всей его последующей деятельности. Карапуз осознает себя, как отдельную личность. Малыш получает первый опыт общения, произносит первое слово, становится все более самостоятельным. Что должен уметь ребенок в 1 год? О чем он думает? Как играет? И почему так происходит?

Где же эта секретная кнопка?

Психика годовалого ребенка очень подвижна. Потребность в том или ином действии включается и выключается мгновенно. Это обусловлено неустойчивостью и предметностью его интересов. Малыш хочет то, что видит и мгновенно забывает о том, что исчезло из поля его зрения. Предметы, находящиеся в зоне восприятия карапуза, обладают силой магнита. Они притягивают человечка, вызывают желание взять, исследовать, поиграть.

Мышление и действие с предметом взаимоопределяющи. Все, что умеет ребенок в год, основано на манипуляциях с предметами. Годовалый ребенок не способен мыслить абстрактно, без опоры на предмет. Лишая малыша возможности играть/действовать, мы лишаем его возможности думать.

Как он думает и чувствует?

Память ребенка раннего возраста работает по схеме узнавания. Она включается в тот момент, когда малыш видит знакомый предмет.

Взаимосвязь видимого и желаемого доминирует. Интересны опыты известного психолога Лурии А.Р. Он располагал несколько предметов в поле зрения ребенка и просил дать ему рыбку, которая либо находилась дальше, либо была не такой яркой, как другие игрушки. Малыш охотно тянулся к ней рукой, но вдруг натыкался взглядом на более привлекательный предмет и рыбка забывалась. В руках у крохи оказывалась другая игрушка.

Оценивая, что должен уметь делать ребенок в 1 год, взрослым следует помнить, что малыш не всегда способен выполнить его просьбу. Крайняя отвлекаемость чада не дает возможности всегда  удерживать  в памяти поручения взрослых.

Дитя раннего возраста очень импульсивно и эмоционально. Оно радостно приветствует новую или хорошо знакомую игрушку. И столь же бурно протестует, если лишить его предмета, которым оно увлеченно занималось только что.

Что ему интересно?

Главное качество годовалого крохи – любознательность. Дети в 1 год только и умеют, что все трогать, хватать, рассматривать, исследовать. Американский психолог Уайт Б. называл детское любопытство «поведением с задачей». То есть, малыш, увлеченный каким-либо предметом (пусть это будет хотя бы кошка, наблюдаемая в окно), «озадачен», и это очень хорошо. В тоже время детишки, лишенные внимания взрослых в достаточном количестве, отличаются пониженным интересом к окружающему миру (около 15-25% от времени бодрствования). Такое поведение не свойственно детям раннего возраста и свидетельствует о задержке в развитии или болезненном состоянии.

Что умеет ребенок в 1 год? Малыш занят исследованием свойств предметов: размера, формы, материала, из которого он сделан. Карапуз восторженно наблюдает за действиями заводных игрушек, манипулирует механическими, разбирает их на детали.

Удивительной притягательностью обладают мелкие предметы. Малыш буквально замирает на несколько минут, рассматривая крошки, нитки, суетливых муравьев. Попробуйте предложить чаду наблюдения с лупой. Особенно интересно изучать маленьких насекомых, цветы, веточки, ракушки и камешки.

Другая излюбленная забава – бросание предметов на пол. Родителям следует быть терпеливыми. Такая игра – ни что иное, как исследование свойств предмета и его взаимодействия с пространством. Малыш швыряет игрушки разными способами, из всяких положений. Манипуляции с предметами являются замечательной тренировкой тех мышечных движений, что должны хорошо уметь выполнять дети в 1 год.

Пока сохраняется и привычка, доводящая матерей до безумия, – исследования предметов через рот. Этот способ обусловлен генетически. У некоторых детей он наблюдается до 3 лет.

К чему он стремится?

Ребенок увлекается крупными «интеллектуальными» игрушками или их заменителями. Малышу не интересна уточка, которая ничего не делает. Зато он в восторге от коробки с дырой, в которую можно складывать разные штучки и высыпать их обратно на пол. Не смотря на то, что ребёнок в 1 год должен быть живым и непоседливым, ему свойственно уметь увлекаться надолго, если предмет того стоит.

Страсть к подражанию толкает малыша к запрещенным предметам и приборам. Он вертит шланг пылесоса, нажимает кнопки пульта, может вставить электрическую вилку в розетку, повернуть ручку газовой плиты. В период, когда ребенок особенно изобретателен при достижении цели, будьте крайне внимательны в вопросах безопасности.

Игрушки из природных материалов, вода, песок, камешки и ракушки остаются любимыми занятиями малыша. Изменчивость и подвижность воды и песка действуют на ребенка гипнотически. Он лепит, строит, месит, сыпет песок. Переливает, бросает камешки, трогает воду. Карапуз получает калейдоскоп впечатлений, каждое новое состояние среды – открытие.

Что умеет делать ребенок в 1 год? Игры с мячом доставляют ему огромное удовольствие. Мяч похож на маленького зверька – он сам катится, «прячется», подпрыгивает, словом – непредсказуем, и в тоже время — управляем.

Что должно быть в детском уголке?

Для увлекательного и полезного досуга, в игровом уголке детской комнаты должны быть: разнообразные машинки, мячи разной величины, куклы, кубики,  игрушки-каталки, фигурки животных, ведерки и формочки для куличиков, карандаши, альбом, крупная мозаика, пирамида, телефон, вкладыши, привлекательные коробки разных форм и размеров, вышедшие из  употребления хозяйственные приспособления, игрушки для подражания взрослым (молоток, расческа, посудка и т.п.), музыкальные инструменты.

Вы можете легко продлить список предметов, с помощью которых будете развивать навыки ребенка в 1 год.

Как он разговаривает, что знает?

В арсенале годовалого крохи — осмысленные слова, состоящие из одного или двух слогов. Он осознанно произносит слова с двумя разными гласными. Дитя активно повторяет звуки-подражание животным, машинам, предметам и явлениям. С удовольствием слушает сказки, рассматривает книги.

Что должен знать и уметь ребенок в 1 год? Малыш отличает предметы по их размеру: «большой» и «маленький». К концу 2-го года жизни, некоторые детишки знают названия основных цветов (желтый, синий, зеленый и красный), объемных фигур (цилиндр, шар, куб, брусок, пирамида, конус), плоских (квадрат, круг, овал, треугольник).

Кроха называет или показывает на картинке известных животных, бытовые предметы, технику, растения, игрушки.

Умения ребенка в 1 год не ограничиваются интеллектуальными или двигательными навыками. Малыши учатся дружить и играть с ровесниками, меняют отношение к незнакомым взрослым. В конце второго года жизни, некоторые детишки готовятся идти в детский сад.

Оцените статью