Что умеет малыш третьего года жизни?

Ребенок от 2 до 3 лет такая же непоседливая юла, как и в полтора-два года. Впрочем, теперь он способен заниматься интересной игрой довольно долго. Родители замечают растущий интеллект сына и дочери. У ребенка появляются любимые передачи, он интересуется причинами явлений, ему нравится думать и добиваться цели. Что должен уметь ребенок в 2 года, и каков его мыслительный багаж?

Ребенок от 2 до 3 лет такая же непоседливая юла, как и в полтора-два года. Впрочем, теперь он способен заниматься интересной игрой довольно долго. Родители замечают растущий интеллект сына и дочери. У ребенка появляются любимые передачи, он интересуется причинами явлений, ему нравится думать и добиваться цели. Что должен уметь ребенок в 2 года, и каков его мыслительный багаж?

Ее величество Игра

Двухлетка начинает играть в сюжетные игры. Сценарий, как правило, взят из его личного опыта. Воспитатели невольно узнают подробности ваших семейных отношений,  а родители могут представить, что и  как говорят детишкам в садике. Иногда в тривиальный бытовой сценарий вдруг вклинивается эпизоды из мультфильма. И тогда ребенок волшебным образом превращается в супергероя или очаровательную принцессу.

Что умеет ребенок в 2 года? Активно развивающееся логическое мышление формирует тягу к играм, в которых необходимо подумать. Малышу становятся интересны всевозможные занятия с кубиками, простыми конструкторами, мозаиками. Достижение результата, зависевшего от него одного, позволяет почувствовать себя  гордо!

О чем он думает, как говорит?

Развитие речи у детей 2 лет значительно отличается от предыдущего года. Малыш уже знает много слов, строит развернутые предложения. Существенно, что теперь  он может высказывать свои мысли, рассуждать, удивляя родителей забавной логикой. Карапуз смело объединяет названия по признаку предметов. Бывает и так, что скромный словарный запас не позволяет малышу сказать все, что он думает. Тогда на помощь приходят жесты и мимика. Ребенку важно быть понятым взрослыми.

Посредством речи, в сознании дошкольника формируются мыслительные операции. Когда малыш объединяет предметы по какой-либо характеристике, различает по отдельным признакам, умеет соотносить реальный предмет с рисунком в книге — это и есть процесс зарождения логики, царицы человеческого мышления.

Речевые умения ребенка в 2 года дают толчок к развитию долговременной памяти. Так, совершая определенное действие, дитя комментирует свои поступки: «Марина идет, прыг, сидит». Недаром, самые ранние воспоминания человека связаны с периодом от 2 до 3 лет, когда речь уже достаточно развита, чтобы облечь события в слова.

Овладение речью приводит к тому, что дети в 2 года уже умеют управлять своим поведением посредством волевых усилий. Простые поручения родителей принести или положить какой-либо предмет выполняются довольно точно. Ближе к трем годам малыши могут осилить задачи, требующие двухэтапного выполнения («Пойди на кухню и принеси веник»). Тем не менее, действие для них пока более сильный раздражитель, чем речь. Поэтому не огорчайтесь, если в ответ на Вашу просьбу, чадо начнет играть еще увлеченнее, а веское слово родителя останется без внимания.

Характеристика речи ребенка

Активная речь

Что и как должен уметь говорить ребенок 2 лет?

  • 2 г. – называет предметы на картинках;
  • 2,1 г. – говорит о себе «Я»;
  • 2,2 г. – составляет несогласованное предложение из 4 слов;
  • 2,3 г. – использует числительное «два» (правильно или не правильно);
  • 2,4 г. – пользуется местоимениями «тебе», «мне»;
  • 2,5 г. – осваивает слова во множественном числе;
  • 2,6 г. – составляет несогласованное предложение из 5 слов;
  • 2,7 г. —  начинается период «Почемучки»;
  • 2,8 г. – может повторить предложение из 5 слов;
  • 2,10 г. – составляет несогласованное предложение из 6 слов;
  • 3 г. – с небольшой помощью подбирает антонимы к 2-3 прилагательным.

Пассивная речь

Кроме навыков активной речи, ребенок в 2 года должен уметь понимать взрослого человека, что делает его речевое развитие полноценным и гармоничным.

  • 2 г. – различает два вида деятельности, характерной для предмета, изображенного на картинке (рыба плывет, машина едет);
  • 2,1 г. – понимает два наречия (предлога) из перечисленных: под, на, позади, рядом, за;
  • 2,2 г. – отвечает на некоторые вопросы;
  • 2,3 г. – понимает значение слова «легкий»;
  • 2,4 г. – понимает вопросы, относящиеся к его состоянию (грязный, голодный, усталый);
  • 2,5 г. – в ответ на просьбу взрослого, показывает свой подбородок;
  • 2, 8 г. – относит себя к мальчикам или девочкам;
  • 2,10 г. —  может выбрать и показать самую длинную линию.

Как развивать речь ребенка

Как уже было сказано, речевые навыки очень важны для полноценного развития ребенка. Отставание от сверстников – тревожный сигнал для родителей и врачей. Что должны знать и уметь родители, чтобы их ребенок в 2 года соответствовал возрастным нормам говорения и понимания речи?

  • Рассматривание предметов. Наблюдение за живым объектом (животными, людьми), игрушкой, движущимся предметом (машиной, мячом) способствуют формированию яркого, образного представления об окружающем мире. Родители должны активно поддерживать эмоции ребенка и комментировать то, что он видит.
  • Чтение потешек. Полезное и любимое детьми и взрослыми занятие – чтение народных стишков-коротышек для самых маленьких. Немного позже, практикуется упражнение «закончи строку», когда мама не договаривает слово, предоставляя ребенку право блеснуть своими знаниями.
  • Ознакомление с новым действием. Изучение глаголов происходит в процессе нового действия или по аналогии (Маша кушает, а птичка клюет).
  • Рассматривание иллюстраций. Внимательно рассматривать картинки и отвечать на простые вопросы – как раз то, что должны хорошо уметь дети в 2 года. Вопросы постепенно усложняются.
  • Спектакль игрушек. Любимая игрушка может показать танец, сценку обеда, купания и даже непослушания. Подробные комментарии взрослых и обсуждение «спектакля» пополнят речь малыша новыми словами.

Да здравствует книга!

Читательские навыки ребенка в 2 года сложны и многогранны. Если в начале второго года малыш не против исследовать книжку на прочность – порвать или изрисовать ее, то на пороге трех лет отношение становится более серьезным. Кроха увлечено «читает» – рассматривает картинки, задает вопросы, предсказывает содержимое простых историй, опираясь на иллюстрации. Он давно осознал связь рисунка с реальным предметом, и это говорит о формировании абстрактного мышления.

Детские капризы? – это не про нас!

Растущая самостоятельность малыша доставляет родителям много хлопот. В их жизни начинают происходить удивительные и неожиданные вещи. Утром Вы можете «потерять» ключи от машины и если повезет, найти их среди ложек. Или же обнаружить, что помада съедена, а французскими духами политы комнатные цветы. Проявлять природную любознательность, стремиться к изучению окружающего его мира  – это то, что должен уметь каждый ребёнок в 2 года. Все это является основой будущей ученической деятельности крохи.

В связи с непреодолимой прелестью запретов, возникают неприятные ситуации, про которые говорят: коса нашла на камень. Ребенок хочет, а родитель не разрешает. Кому из нас не знакомы возмутительные сцены у магазинных полок, у телевизора с мультфильмом, в такси, на детской площадке, в гостях у бабушки? И самое ужасное то, что автором всех этих убивающих родительские нервы импровизаций является ни кто иной, как собственный малыш.

По отношению к капризам родители должны быть твердыми, как гранит. Вы удивитесь, но для ребенка важнее постоянство требований, как гарантия безопасности их мирка. Исследовательские  умения и навыки ребенка 2 лет не ограничиваются предметами и явлениями. Точно также карапуз выясняет пределы своего влияния на родителей. А именно, испытывает твердость характера и непоколебимость решений.

Оцените статью