Пальчиковая гимнастика пришла к нам из народных потешек для самых маленьких. Удивительно, как тонко понимали потребности детской психики народные сочинители! Чем же так полезны пальчиковые игры для умственного и речевого развития малышей?
Почему пальчиковые игры так нравятся детям?
Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышается тонус организма и дает оздоравливающий и развивающий эффект. Детишки, с которыми проводят упражнения для тонкой координации, более активны и работоспособны.
Пальчиковая гимнастика для малышей является чем-то вроде кукольного театра, в котором кукла – это кулачок ребенка с оттопыренными пальчиками. Как и любое театральное действо, игры для пальчиковой гимнастики очень эмоциональны и насыщенны позитивом. Ребенок никогда не грустит во время такой забавы!
Особенно восхищает малыша тот факт, что его собственная ручка может превратиться в любимого зверя – кошку, собаку или кого-то еще. Выучив несколько движений, Вы получите «игру в кармане»
и в самых скучных ситуациях – очереди или длинной поездке — с вами всегда будет целый набор «ручных приятелей»!
Польза пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика для детей ценна тем, что она
- стимулирует развитие обоих полушарий мозга и высшей нервной деятельности вообще;
- активизирует и развивает речь.
- повышает грамотность,
- развивает воображение, артистизм и память.
Рекомендуется пальчиковая гимнастика для малышей от 6 месяцев. Приемы гимнастики для таких крошек очень просты и являются не чем иным, как массажем. Приговаривая стишок, мама растирает и сгибает каждый пальчик ребенка, разрабатывает суставы, делает руками малыша «Ладушки», «Полетели – полетели», «Чи-чи, чи-чи, сороку».
Пальчиковая гимнастика для детей постарше (от 10 месяцев) бывает в стихах и без, с одним лишь подражанием предмету (например, «очки» – приставляем к глазам кольца из большого и указательного пальцев, «веер» – машем расслабленной кистью руки, «флейта» – соединяем два кулачка в «трубу» и дудим в нее, «пианино» – перебираем пальчиками по столу влево и вправо).
Пальчиковые игры в детском саду, средняя группа
Пальчиковая гимнастика в детском саду предусмотрена программой. Воспитатели используют народный фольклор и разработки своих коллег. Например, Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи», Л.В.Белкина «Адаптация детей к условиям ДОУ», работы Т.С. Овчинниковой, Н.В. Нищеевой, Г.А. Османовой, О.В. Узоровой.
Упражнения для пальчиковой гимнастики, предложенные в этих книгах, соответствуют возрастным особенностям детей — дошкольников. Родители и воспитатели смогут подобрать разнообразные игры для развития речи и мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика в картинках вызывает повышенный интерес к игре. Так, например, мама показывает изображение кошки, а малыш демонстрирует кошку рукой. Для разнообразия работы, в группе проводится такая игра: в быстром темпе воспитатель демонстрирует картинку, а дети дублируют изображение руками, стараясь не ошибиться.
Пальчиковая гимнастика в средней группе усложняется целыми пальчиковыми спектаклями. Многие народные сказки с небольшим количеством героев можно инсценировать с помощью рук. Дома, да и в детсаду тоже, детям понравится теневой театр. Чтобы спектакль был интересен и динамичен, включите музыку.
Пальчиковая гимнастика под музыку описана известным педагогом Е.Железновой. Она подготовила целые мастер-классы для воспитателей, родителей и детишек. Впрочем, любая пальчиковая гимнастика в стихах, выполняемая под музыку, понравится малышу. При этом у ребенка будет формироваться чувство ритма и слух.
Пальчиковые игры в детском саду, старшая и подготовительная группа
Пальчиковая гимнастика для старшей группы можно применять на уроках рукоделия и рисования. Дети, недавно научившиеся держать карандаш, осваивают ножницы, тонкие приемы работы с кистью, бумагой, рисование различных фигур.
Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе направлена на подготовку руки к письму. Для малышей старшего дошкольного возраста предлагается пальчиковая игра в сочетании с динамичными упражнениями, направленными на развитие крупной моторики. Такие упражнения позволяют ребенку полноценно отдохнуть на занятиях. Можно также включить пальчиковую гимнастику в комплекс упражнений, выполняемых на физкультуре или во время утренней зарядки.
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам подходит для дошкольников раннего и старшего возраста. С помощью стихов дети лучше запоминают различные названия. Особенно уместны игры с названиями месяцев, дней недели, времен года, частей тела. Сочетание движений и тематических стихов, способствуют активизации пассивного словаря, повышают интерес к изучаемой теме.
Для детей старшего дошкольного возраста (пальчиковая гимнастика в старшей группе и для подготовишек) проводят зарядку для рук с разными предметами: мячиками с шипами и различными наполнителями (большой выбор в зоомагазинах), мелкими шариками, карандашами, природными материалами (каштанами, камешками, орехами и желудями).
Пальчиковая гимнастика в школе
Пальчиковая гимнастика для школьников используется во время занятий письмом. Для формирования каллиграфического почерка важно, чтобы рука школьника была хорошо подготовлена. Многие дети мало занимаются письмом и рисованием до школы. Поэтому их рука быстро устает и это заметно по следующим признакам:
- кисть руки дрожит во время письма;
- ребенок крепко сжимает ручку;
- буквы как бы вдавлены в тетрадный лист и имеют дрожащий контур;
- кончики пальцев руки белеют от напряжения.
Таким школьникам полезно делать любые пальчиковые упражнения, а также расслабляющий массаж и самомассаж кистей рук, в том числе перед занятиями. Также важно соблюдать нормы непрерывного письма, которые подскажет учитель.
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка велико. Тесная взаимосвязь между координацией кистей рук и интеллектом малыша признают специалисты любого профиля: неврологи, дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи и памяти используется в детском саду и школе. Детишкам очень нравятся игровые пальчиковые физкультминутки. После такого отдыха письменная и устная работа на уроке становятся более продуктивными.