Развитие речи дошкольников: что могут родители

Дошкольный возраст является самым удобным периодом для исправления дефектов речи. Можно смело утверждать, что развитие речи дошкольников – занятие, вполне посильное для родителей. Сегодня мы поговорим о некоторых логопедических приемах коррекции речи.

Дошкольный возраст является самым удобным периодом для исправления дефектов речи. Можно смело утверждать, что развитие речи дошкольников – занятие, вполне посильное для родителей. Сегодня мы поговорим о некоторых логопедических приемах коррекции речи.

Надеяться на то, что развитие речи у ребенка пойдет правильным путем, в корне неправильно. Если малыш выговорился сам, все равно нужно пополнять его словарь, учить пересказу, развивать фонематический слух. В том случае, если Вы заметили дефект, необходимо исправлять произношение.

Для начала, давайте разберемся, какие особенности развития речи детей дошкольного возраста говорят о речевых дефектах:

  • неправильное произношение некоторых или всех звуков;
  • смазанность речи;
  • гнусавый голос;
  • заикание в разной степени;
  • неумение пользоваться грамматическими конструкциями (строить предложение), доступными для данного возраста;
  • бедный словарный запас (для данного возраста);
  • ребенок совсем не говорит до 3-5 лет;
  • развитие речи старших дошкольников остановилось.

Все эти факторы могут выступать как отдельные тревожные звоночки или же проявляться комплексно. Причина может быть органической – поражение слуха, например, или неправильное строение речевого аппарата (губы, язык и верхнее нёбо). Точный диагноз ставит только врач.

Занятия в детском саду по развитию речи

Воспитатели – это специалисты, которые готовились работать с малышами и могут помочь Вам советом в трудном случае детского воспитания. Задачи развития речи в детском саду решают те же проблемы, что и индивидуальная логопедия – работа над произношением, интонационной стороной речи, тембром голоса, развитием фонематического и речевого слуха.

Занятия для дошкольников по развитию речи: возраст 2-3 года

В возрасте 2-3 лет дети охотно продолжают любимую забаву – повторение звуков, которые издают животные и предметы. В отличии от более ранних звукоподражательных игр, речевое развитие детей дошкольного возраста требует употребления новых фонем и усложненных конструкций. Например, раньше было: ко-ко-ко, а теперь курочка говорит: кхо-кло-кло. Повторяя новые звуковые конструкции, ребенок усвоит новый звук, научится слышать его среди других фонем и использовать в своей речи.

Очень хороший эффект дает развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. То есть, в саду воспитатель ставит мини-постановки, которые Вы можете разыгрывать дома.

Сценка «Верный пес»

Приготовьте несколько игрушек-зверей или картинок – это ваши гости, которых нужно встретить.

Слова мамы:
— Тук-тук! (имитация стука в дверь) Кто там?
Появляется гость. Мама озвучивает зверушку:
— Ав-ав!
-Кто это?
Ребенок:
— Собака!
Мама:
— Давай позовем ее!
Вместе:
— Ав-ав!

Далее игра повторяется, приходят разные гости, их слова необходимо повторить четко, ясно, голосом средней громкости.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность можно реализовывать с помощью игрушек.

Кукла спит

Приготовьте куклу (для мальчика машину). Игрушка хочет спать, ей нужно помочь! Вместе с мамой ребенок тянет: а-а-а-а (звук произносится на одном выдохе, сначала громко, после тихо).

Кто сказал «Му»?
Цель этой игры – угадать, чьи слова озвучила мама и как далеко находится зверек (предмет). Например:
Мама (громко):
— Ту-ту-у-у!
Ребенок:
— Это паровоз, он близко, потому что гудит громко.
Необходимо приготовить несколько вариантов со звуком У (му, кукареку, мяу, ду-ду) или другими гласными.

Занятие по развитию речи в средней группе

Воспитание правильной речи у детей этого возраста включает такой вид гимнастики, как артикуляционная. Артикуляционная программа развития речи в детском саду выполняется по образцу: сначала воспитатель показывает движение языка и губ, звук, а после дети повторяют. Также поступают и дома.

Гимнастика для речевого аппарата

  • Дудочка-улыбочка: вытянуть губы трубочкой, после растянуть в улыбке (верхние и нижние зубы видны).
  • Любопытный язычок: язычок выглянул в окошко (рот открыт, язык высунут), повернулся направо, после налево (повторить несколько раз в обе стороны). Язычок устал и присел на лавочку (спокойно лежит на передних нижних зубах).
  • Мороженое: сынок ел мороженое и испачкал верхнюю губу. Сынок вот так слизал мороженое! (движение языка снизу вверх по верхней губе).
  • Боровичок стоит на ножке: поднять язык так, чтобы под шляпкой была видна ножка (подъязычная уздечка).

Занятия по развитию речи для детей 4-5 лет удачно сочетаются с дидактической сказкой. На основе гимнастики, можно придумать целое приключение язычка, который выглянул в окошко, увидел дождик и обрадовался, потому что можно пойти в лес за грибами…

  • Ветер дует в желобок: для начала малыш должен подуть, сделав губы колечком. После он кладет широкий язык на нижнюю губу и снова дует (выдох плавный, долгий).
  • Язычок катается на качелях: по команде мамы, язычок поднимается вверх, опускается вниз. Рот приоткрыт, язык широкий, зубы обнажены, нижняя челюсть неподвижна.
  • Вертолет: выполняем круговые движения языка по часовой стрелке и против нее.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Основное внимание уделяется умению различать звуки: парные согласные (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), шипящие и свистящие звуки (с-ш, з-ж, ц-ч, сь-щ), л и р, мягких и твердых (дь-д, л-л и так далее). Взрослый создает игровые ситуации, в которых ребенок учится различать эти звуки. Например:

Как жужжит пчела? – ж-ж-ж…
А как шумят листья? – ш-ш-ш…

Познавательно-речевое развитие в ДОУ выражается в беседах по картинкам, во время экскурсий. Обсуждение книги или фильма, стихотворения, картины, описание диких и домашних животных, растений и техники доступно и полезно для дошкольника. Дружеский разговор с родителем даст ребенку возможность почувствовать себя взрослым и уважаемым членом семьи.

Кроме правильного произношения, развитие речи детей старшего дошкольного возраста состоит из формирования слуха, выразительности речи, закрепления звуков. Для этого дети заучивают чистоговорки, загадки, скороговорки, стишки. Родители следят за произношением, тактично исправляют ошибки.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе проходят по тому же принципу. Близость школы обязывает родителей развивать интеллект, эстетику, внимание, память. Занятия по коррекции речи уместны в любой житейской или учебной ситуации. Речевые игры нравятся ребятам и позволяют провести досуг с пользой.

Оцените статью