Систематизированный перечень навыков грудничка поможет родителям оценить развитие ребенка по месяцам. Сверяясь с представленными данными, Вы сможете устранить «пробелы» в развитии малыша, организовав занятия гимнастикой и фитболом, освоив массаж, дидактические игры или, в крайнем случае, посетив педиатра.
Содержание
- Развитие новорожденного ребенка по месяцам, от 0 до 1
- Развитие малыша по месяцам, от 1 до 2
- Развитие детей по месяцам, от 2 до 3
- Развитие новорожденного по месяцам, от 3 до 4
- Развитие ребёнка по месяцам, от 4 до 5
- Развитие младенца по месяцам, от 5 до 6
- Этапы развития ребенка по месяцам, от 6 до 7
- Развитие грудничка по месяцам, от 7 до 8
- Что должен уметь ребенок по месяцам, от 8 до 9
- Календарь развития ребенка по месяцам, от 9 до 10
- Физиологическое и психическое развитие ребенка по месяцам, от 10 до 11
- Завершающий этап в развитии новорожденного по месяцам, от 11 до 12
Развитие новорожденного ребенка по месяцам, от 0 до 1
- Уменьшается повышенный тонус мышц, характерный для всех новорожденных.
- Присущи все безусловные рефлексы (смотрите статью «Как развивается месячный малыш»).
- В позе «на животике», удерживает головку пару минут.
- Иногда рассматривает окружающие предметы и вслушивается в звуки.
- Появляются первые звуки – нечто среднее между «А-Е», пробует гулить.
- Увидев склонившееся над ним лицо, ненадолго замирает.
- Протестует против дискомфорта: яркого света и резких звуков.
Развитие малыша по месяцам, от 1 до 2
- Кроха поворачивает головку в стороны.
- Начинает удерживать голову в положении «столбиком».
- Вслушивается в звуки.
- Прослеживает взглядом за подвижным предметом.
- Нередко, но недолго гулит.
- Улыбается.
- Всматривается в склоненное лицо, в том числе, если оно движется.
Развитие детей по месяцам, от 2 до 3
- Начинают исчезать большинство безусловных рефлексов.
- Тонус мышц приходит в норму.
- Протягивает ручку за погремушкой.
- Отлично удерживает головку.
- Обращает внимание на необычные звуки и красочные предметы.
- Нередко и долго гулит.
- Выстаивает звук «Р-Р-Р» в повторяющиеся рулады.
- Возникает осознанная («социальная» улыбка).
- Появляется комплекс оживления.
Развитие новорожденного по месяцам, от 3 до 4
- Улучшается мелкая координация, довольно уверенно берет погремушки.
- Исчезает большинство безусловных рефлексов (Моро, ползательный и хватательный).
- Выполняет повороты со спины на бочок.
- Лежа на животике, уверенно опирается на предплечья.
- Пытается опереться ногами при поддержке «стоя».
- Ярко проявляется комплекс оживления в ответ на внимание родителей.
- Внимателен к звукам и предметам.
- Рассматривает игрушку в своей руке.
- Узнает маму.
- Подолгу певуче гулит, появляются звуки «Б» и «П».
- Выражает радость громкими вскрикиваниями.
- Громко смеется в ответ на эмоциональное обращение.
Развитие ребёнка по месяцам, от 4 до 5
- Поворачивается на животик из положения «на спине».
- Протягивает ручку к погремушке, дотрагивается до нее.
- Стоит, опираясь на кончики пальцев (при поддержке под мышками).
- Еще более ярко реагирует на звуки.
- Берет в рот все, что оказывается в зоне внимания.
- Начинает отличать своих и реагировать на чужих.
- Радуется детям.
- Повторяет ритмически выстроенные звуковые цепочки.
- Любит общаться с детьми, охотно идет на контакт.
- Громко смеется при общении.
- Понимает ласковый и строгий тон.
Развитие младенца по месяцам, от 5 до 6
- Иногда поворачивается с животика на спинку.
- Целеустремленно хватает предложенную игрушку, перекладывает ее из руки в руку.
- В позе «на животике», опирается на раскрытые ладони и прямые руки.
- Пытается садиться, поворачиваясь через бок с упором на руку.
- Радуется папе и маме, боится чужих.
- Наблюдает за предметом, упавшим на пол.
- Гулит, изменяя силу и тембр голоса.
- Подает руки папе и маме, желая, чтобы его подняли к себе.
Этапы развития ребенка по месяцам, от 6 до 7
- В положении «на спине», играется ножками, достает ступни ручками.
- Перекладывает игрушки с места на место, из руки в руку.
- Сидит с прямой спинкой.
- При поддержке под мышками пружинит – «танцует».
- Пытается достать погремушку, даже если для этого приходится переменить удобную позу.
- Улучшает навыки «говорения».
- Играет, подражая взрослым.
- В усталом состоянии требует внимания мамы.
Развитие грудничка по месяцам, от 7 до 8
- Удерживает в обеих руках по кубику.
- Ползает, лежа на животе в позе «тюленя» (перебирает ручками, подтягивая ноги).
- Может сам встать, лечь, сесть.
- Движением головки изображает «Да» или «Нет».
- Если его научили, выполняет «ладушки», «чао-чао» т.д.
- Прекрасно лепечет, повторяет сочетания «па», «ма», «ба».
- Эмоционален, любит наблюдать за другими детьми, смеется, активно лепечет.
Что должен уметь ребенок по месяцам, от 8 до 9
- Играет сам, бросает игрушки на пол.
- Покачивается в позе на четвереньках.
- При поддержке за руки стоит.
- Выполняет несложные поручения («Дай!»).
- Знает свое имя.
- Любит музыку и подтанцовывает, услышав мелодию.
- Повторяет двойные слоги.
- При желании, легко контактирует с другими людьми, любит детей.
Календарь развития ребенка по месяцам, от 9 до 10
- Пополняется набор целеустремленных движений.
- Начинает играть в развивающие игры (пирамидки, матрешки).
- Пытается расставлять игрушки по местам.
- Учится открывать ящики шкафов.
- Формируется «пинцетный захват» (берет мелкий предмет вытянутыми большим и указательным пальцами).
- Некоторые карапузы стоят, опираясь на мебель.
- Идет за ручку.
- Ползает по полу, дивану, кровати, матрацу.
- Все более ярко копирует взрослых – «размешивает кашку», «общается по сотовому».
- Бросает игрушки на пол.
- Понимает несколько слов.
- В словарном запасе – пара словечек.
- Участвует в диалогах.
- Повторяет известные звуки правильно.
- Развивается эмоциональная мимика, удивляется новому.
- Играет с детьми одной игрушкой.
Физиологическое и психическое развитие ребенка по месяцам, от 10 до 11
- Берет крошечный предмет согнутыми большим и указательным пальцами («щипцовый» захват).
- Ползает на коленях: левая нога — правая рука и наоборот.
- Стоит без поддержки.
- Идет при поддержке за обе ручки.
- Понимает запреты.
- Реагирует на простейшие просьбы.
- Появляются первые друзья, с которыми малыш предпочитает играться.
- Речь характерна двуслоговыми словами, первыми адаптированными словечками.
- Радуется детям, появляются свои предпочтения в детской компании.
- Машет на прощание.
Завершающий этап в развитии новорожденного по месяцам, от 11 до 12
- Играет самостоятельно час и больше.
- Ходит у опоры, держась одной рукой или самостоятельно.
- Выполняет более сложные просьбы.
- Активно и разнообразно реагирует на окружающую среду.
- Словарный запас – 8-12 единиц.
- Взаимодействует с ровесниками, дает игрушку, при этом радуется.
- Ищет запрятанные предметы.
- Ценит похвалу близких.
- По просьбе, обнимает и целует родителей.
Таковы критерии, по которым участковый педиатр оценивает развитие малыша на первом году жизни. Верьте в ребенка, и все у него получится!