Экспресс-тестирование от 0 до 12 месяцев

Систематизированный перечень навыков грудничка поможет родителям оценить развитие ребенка по месяцам. Сверяясь с представленными данными, Вы сможете устранить "пробелы" в развитии малыша, организовав занятия гимнастикой и фитболом, освоив массаж, дидактические игры или, в крайнем случае, посетив педиатра.

Систематизированный перечень навыков грудничка поможет родителям оценить развитие ребенка по месяцам. Сверяясь с представленными данными, Вы сможете устранить «пробелы» в развитии малыша, организовав занятия гимнастикой и фитболом, освоив массаж, дидактические игры или, в крайнем случае, посетив педиатра.

Развитие новорожденного ребенка по месяцам, от 0 до 1

  • Уменьшается повышенный тонус мышц, характерный для всех новорожденных.
  • Присущи все безусловные рефлексы (смотрите статью «Как развивается месячный малыш»).
  • В позе «на животике», удерживает головку пару минут.
  • Иногда рассматривает окружающие предметы и вслушивается в звуки.
  • Появляются первые звуки – нечто среднее между «А-Е», пробует гулить.
  • Увидев склонившееся над ним лицо, ненадолго замирает.
  • Протестует против дискомфорта: яркого света и резких звуков.

Развитие малыша по месяцам, от 1 до 2

  • Кроха поворачивает головку в стороны.
  • Начинает удерживать голову в положении «столбиком».
  • Вслушивается в звуки.
  • Прослеживает взглядом за подвижным предметом.
  • Нередко, но недолго гулит.
  • Улыбается.
  • Всматривается в склоненное лицо, в том числе, если оно движется.

Развитие детей по месяцам, от 2 до 3

  • Начинают исчезать большинство безусловных рефлексов.
  • Тонус мышц приходит в норму.
  • Протягивает ручку за погремушкой.
  • Отлично удерживает головку.
  • Обращает внимание на необычные звуки и красочные предметы.
  • Нередко и долго гулит.
  • Выстаивает звук «Р-Р-Р» в повторяющиеся рулады.
  • Возникает осознанная («социальная» улыбка).
  • Появляется комплекс оживления.

Развитие новорожденного по месяцам, от 3 до 4

  • Улучшается мелкая координация, довольно уверенно берет погремушки.
  • Исчезает большинство безусловных рефлексов (Моро, ползательный и хватательный).
  • Выполняет повороты со спины на бочок.
  • Лежа на животике, уверенно опирается на предплечья.
  • Пытается опереться ногами при поддержке «стоя».
  • Ярко проявляется комплекс оживления в ответ на внимание родителей.
  • Внимателен к звукам и предметам.
  • Рассматривает игрушку в своей руке.
  • Узнает маму.
  • Подолгу певуче гулит, появляются звуки «Б» и «П».
  • Выражает радость громкими вскрикиваниями.
  • Громко смеется в ответ на эмоциональное обращение.

Развитие ребёнка по месяцам, от 4 до 5

  • Поворачивается на животик из положения «на спине».
  • Протягивает ручку к погремушке, дотрагивается до нее.
  • Стоит, опираясь на кончики пальцев (при поддержке под мышками).
  • Еще более ярко реагирует на звуки.
  • Берет в рот все, что оказывается в зоне внимания.
  • Начинает отличать своих и реагировать на чужих.
  • Радуется детям.
  • Повторяет ритмически выстроенные звуковые цепочки.
  • Любит общаться с детьми, охотно идет на контакт.
  • Громко смеется при общении.
  • Понимает ласковый и строгий тон.

Развитие младенца по месяцам, от 5 до 6

  • Иногда поворачивается с животика на спинку.
  • Целеустремленно хватает предложенную игрушку, перекладывает ее из руки в руку.
  • В позе «на животике», опирается на раскрытые ладони и прямые руки.
  • Пытается садиться, поворачиваясь через бок с упором на руку.
  • Радуется папе и маме, боится чужих.
  • Наблюдает за предметом, упавшим на пол.
  • Гулит, изменяя силу и тембр голоса.
  • Подает руки папе и маме, желая, чтобы его подняли к себе.

Этапы развития ребенка по месяцам, от 6 до 7

  • В положении «на спине», играется  ножками, достает ступни ручками.
  • Перекладывает игрушки с места на место, из руки в руку.
  • Сидит с прямой спинкой.
  • При поддержке под мышками пружинит – «танцует».
  • Пытается достать погремушку, даже если для этого приходится переменить удобную позу.
  • Улучшает навыки «говорения».
  • Играет, подражая взрослым.
  • В усталом состоянии требует внимания мамы.

Развитие грудничка по месяцам, от 7 до 8

  • Удерживает в обеих руках по кубику.
  • Ползает, лежа на животе в позе «тюленя» (перебирает ручками, подтягивая ноги).
  • Может сам встать, лечь, сесть.
  • Движением головки изображает «Да» или «Нет».
  • Если его научили, выполняет «ладушки», «чао-чао» т.д.
  • Прекрасно лепечет, повторяет сочетания «па», «ма», «ба».
  • Эмоционален, любит наблюдать за другими детьми, смеется, активно лепечет.

Что должен уметь ребенок по месяцам, от 8 до 9

  • Играет сам, бросает игрушки на пол.
  • Покачивается в позе на четвереньках.
  • При поддержке за руки стоит.
  • Выполняет несложные поручения («Дай!»).
  • Знает свое имя.
  • Любит музыку и подтанцовывает, услышав мелодию.
  • Повторяет двойные слоги.
  • При желании, легко контактирует с другими людьми, любит детей.

Календарь развития ребенка по месяцам, от 9 до 10

  • Пополняется набор целеустремленных движений.
  • Начинает играть в развивающие игры (пирамидки, матрешки).
  • Пытается расставлять игрушки по местам.
  • Учится открывать ящики шкафов.
  • Формируется «пинцетный захват» (берет мелкий предмет вытянутыми большим и указательным пальцами).
  • Некоторые карапузы стоят, опираясь на мебель.
  • Идет за ручку.
  • Ползает по полу, дивану, кровати, матрацу.
  • Все более ярко копирует взрослых – «размешивает кашку», «общается по сотовому».
  • Бросает игрушки на пол.
  • Понимает несколько слов.
  • В словарном запасе – пара словечек.
  • Участвует в диалогах.
  • Повторяет известные звуки правильно.
  • Развивается эмоциональная мимика, удивляется новому.
  • Играет с детьми одной игрушкой.

Физиологическое и психическое развитие ребенка по месяцам, от 10 до 11

  • Берет крошечный предмет согнутыми большим и указательным пальцами («щипцовый» захват).
  • Ползает на коленях: левая нога — правая рука и наоборот.
  • Стоит без поддержки.
  • Идет при поддержке за обе ручки.
  • Понимает запреты.
  • Реагирует на простейшие просьбы.
  • Появляются первые друзья, с которыми малыш предпочитает играться.
  • Речь характерна двуслоговыми словами, первыми адаптированными словечками.
  • Радуется детям, появляются свои предпочтения в детской компании.
  • Машет на прощание.

Завершающий этап в развитии новорожденного по месяцам, от 11 до 12

  • Играет самостоятельно час и больше.
  • Ходит у опоры, держась одной рукой или самостоятельно.
  • Выполняет более сложные просьбы.
  • Активно и разнообразно реагирует на окружающую среду.
  • Словарный запас – 8-12 единиц.
  • Взаимодействует с ровесниками, дает игрушку, при этом радуется.
  • Ищет запрятанные предметы.
  • Ценит похвалу близких.
  • По просьбе, обнимает и целует родителей.

Таковы критерии, по которым участковый педиатр оценивает развитие малыша на первом году жизни. Верьте в ребенка, и  все у него получится!

Оцените статью